О холокосте сегодня...

Всё, что связано с Холокостом.

Сообщение soul » Пт апр 13, 2012 9:58 am

Московские правозащитники: в Госдуме продают антисемитскую книгу


Московское бюро по правам человека и Московский антифашистский центр выражают возмущение в связи с тем, что в книжном киоске Госдумы РФ рядом с "Энциклопедией Холокоста" продается антисемитская книга Олега Платонова "Масонский заговор в России. Труды по истории масонства. Из архивов московских лож, полиции и КГБ".

В целом содержание книги Платонова, как и всех прочих его книг, сводится к простой идее: на протяжении многих веков Россия как средоточие всего светлого и чистого на земле, носитель образа Божьего, подвергалась атаке сатанинских сил, которые можно представить в виде нескольких концентрических окружностей. Самый общий и широкий враг России - Запад, внутри его - масоны, а сердцевина - евреи, и вся эта сатанинская нечисть пытается различными способами Россию погубить.

Московское бюро по правам человека и Московский антифашистский центр обращаются к руководству Госдумы РФ с требованием незамедлительно дать оценку этому постыдному факту распространения антисемитской книги в здании нижней палаты российского парламента.

источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Сообщение soul » Ср апр 18, 2012 10:44 am

Израиль отмечает День Катастрофы и героизма евреев


27 нисана (18-19 апреля) в Израиле пройдут мероприятия, приуроченные ко Дню Катастрофы и героизма европейских евреев. В нынешнем году этот день пройдет под знаком еврейской солидарности.

Траурные мероприятия откроются официальной церемонией вечером в среду, в 20:00, на площади Варшавского гетто в мемориальном комплексе "Яд ва-Шем". В церемонии примут участие руководители государства, 2.500 человек, переживших Холокост, молодежь и военнослужащие.

В четверг церемонии начнутся в 10:00 с сирены и двух минут молчания, после чего официальные лица, представители общественных организаций и делегации школьников возложат венки. В течение дня в Центре изучения наследия Катастрофы в "Яд ва-Шем" состоятся встречи школьников с пережившими Холокост, пройдут тематические экскурсии, семинары и музыкальные концерты.

19 апреля состоится ежегодная церемония оглашения имен погибших "У каждого человека есть имя". Церемония откроется в 10:30 оглашением имен жертв Катастрофы в Зале памяти в "Яд ва-Шем". В тот же день во всех образовательных учреждениях Израиля пройдут мероприятия, посвященные Дню Катастрофы.

Накануне Дня Катастрофы, 17 апреля, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу посетил иерусалимских дом престарелых, в котором проживают граждане, пережившие катастрофу. Как отмечает пресс-служба главы правительства, визит был неожиданным, но обитатели дома престарелых были рады видеть Нетаниягу и охотно рассказывали ему о своей жизни.

В тот же день правительство утвердило расширение корзины услуг для переживших Катастрофу. На заседании кабинета министров Нетаниягу произнес следующие слова: "Сегодняшнее решение принято в дополнение к нашей обширной деятельности на протяжении последних лет в отношении переживших Катастрофу, а также в отношении увековечения Катастрофы. Деятельность, которую мы обсудили сегодня, отражает волю к жизни, которая основывается на силе памяти. Будучи живым, ты обязан помнить, чтобы продолжать жить, мы обязаны продолжать помнить. Время уходит, и, к сожалению, пережившие Катастрофу покидают этот мир. Мы помним ушедших, 6 миллионов братьев и сестер, и будем делать все для обеспечения будущего нашего народа".

источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Сообщение soul » Чт апр 19, 2012 6:25 pm

Йом а-Шоа в Израильском центре


Памятная церемония в День Катастрофы и героизма европейского еврейства прошла в Израильском культурном центре.

Чрезвычайный и полномочный посол государства Израиль в Украине Реувен Дин Эль подчеркнул, что память о Холокосте и существование сильного еврейского государства должны стать залогом того, что подобная трагедия не повторится в будущем. Были зажжены шесть мемориальных свечей — в память о шести миллионах погибших во время Катастрофы и произнесена поминальная молитва.

В те же минуты в Израиле, после траурной сирены в мемориальном комплексе «Яд ва-Шем» прошла главная церемония Дня памяти, в которой приняли участие президент страны Шимон Перес, премьер-министр Биньямин Нетаниягу и начальник генштаба Бени Ганц.

Дню Катастрофы и героизма была посвящена и специальная конференция в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Сообщение soul » Пн апр 23, 2012 8:11 pm

Израильские школьники устроили овацию нацистам на спектакле "Шоа"


На спектакле Камерного театра "Гетто" произошел скандал, дошедший даже до Кнессета. Группа старшеклассников, присутствовавших в зале, всячески мешала актерам, издевалась над происходящим в спектакле и устроила овацию в тот момент, когда на сцене избивали еврея, сопровождавшуюся криками: "Дать еврею по башке!". Артисты доиграли спектакль до конца, но затем выразили школьникам свое возмущение.

Многие депутаты Кнессета потребовали провести особое заседание парламентской комиссии, посвященное этому случаю. Министр просвещения Гидон Саар принес извинения руководству театра и распорядился провести расследование случившегося.

источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Сообщение soul » Сб апр 28, 2012 1:08 pm

На запланированные Литвой компенсации может претендовать около 1 тысячи евреев


Претендовать на выделенные Литвой компенсации смогут все евреи, которые жили на территории страны в годы Второй мировой воены и пострадали от тоталитарных режимов, независимо от того, где они проживают сейчас, пишет в четверг газета Lietuvos žinios.

Литовское правительство назначило фонд компенсаций за недвижимость религиозных общин евреев Литвы, который находится в управлении еврейских организаций, и уже решается, каким образом и кому распределить эти 3 млн. литов.

По словам директора фонда Симаса Левинаса, теоретически известно, что в этом году на выделенную правительством компенсацию может претендовать около тысячи евреев со всего мира.

“Не будет иметь значения то, где они живут сейчас: в Литве, Америке или другом государстве. Главное, что в упомянутый период они жили в Литве и здесь пострадали”, – сказал он.

По словам Левинаса, больше всего евреев, пострадавших от оккупационных режимов, сейчас живет в Литве, а также в США, Израиле и Германии.

Как сказал директор фонда, еще идут дискуссии о том, стоит ли требовать, чтобы у претендующих на компенсации евреев было литовское гражданство. Возможно, достаточно просто подтверждения факта проживания в Литве.

Когда правление фонда установит порядок выплаты компенсаций, информацию об этом планируется распространить через основные еврейские организации мира.

Левинас полагает, что выделенные правительством средства следует поделить поровну между всеми пострадавшими евреями. Он думает, что было бы целесообразно перевести денежные компенсации на личные счета пострадавших.

По словам Левинаса, главное – не деньги, а моральное значение выделенных Литвой компенсаций. Мир получил весть о том, что Литва в меру своих возможностей старается компенсировать историческую несправедливость.

“Это огромный шаг. Думаю, что, получив компенсации, пострадавшие от оккупационных режимов почувствуют извинения Литвы”, – подчеркнул он.

Правительство еще не перевело деньги в фонд. Это планируется сделать по частям.

По закону в течение десяти лет в фонд должно быть переведено 128 млн. литов компенсаций за присвоенное тоталитарными режимами имущество еврейских религиозных общин.

источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Сообщение soul » Ср май 09, 2012 5:07 pm

На костях расстрелянных евреев Симферополя
22 апреля 2012 г. стало известно о том, что некие вандалы вскрыли бетон над рвом, где в 1941 г. немцы расстреливали крымчаков, евреев, цыган Симферополя, а позднее - пленных моряков Черноморского флота и крымских татар.

Вновь, спустя 30 лет, призрак золота, не до конца сорванного с зубов жертв нацизма, одурманил проклятых подонков. Огромный ров на 10-м километре шоссе Симферополь-Феодосия, вблизи села Трудовое, был раскопан средь бела дня. Когда об этом оповестили сельского Голову с.Трудовое, он распорядился засыпать землёй свежие раскопы. Утром 27 апреля добровольцы от разных еврейских организаций Симферополя собирали кости, лежавшие прямо на поверхности или чуть присыпанные землёй. Между костей попадались и челюсти с вырванными зубами и просто зубы с сорванными золотыми коронками. Среди предметов, трагически напоминавших о страшных событиях, нашлась гильза от румынского патрона, убившего кого-то из наших братьев. Рядом с костями находились остатки обуви, медальоны. позеленевшие от долгого лежания в земле монеты. Их было решено передать в музей еврейского благотворительного центра Хесед Шимон.

В час дня собралась общественность на церемонию перезахоронения собранных останков. Прозвучали поминальные молитвы - из уст израильского раввина Рафаэля Ротшильда, симферопольского прогрессивного раввина Михаила Капустина, известного общественного деятеля крымчаков Аркадий Ачкинази, православная молитва представительства Симферопольской епархии во главе с отцом Николаем.

С обращениями выступили Михаил Капустин, Борис Тархов, Виктория Плоткина, Лев Авсиян, Аркадий Ачкинази, Алёна Ривкина, Александр Стесин, Борис Берлин. Вёл траурную церемонию раввин Михаил Капустин.

См. ПОДРОБНЫЙ МАТЕРИАЛ о обнаруженных раскопах на http://novoross.info/happens/12129-na-1 ... godah.html

О событиях 1986 года писал поэт Андрей Вознесенский
http://avos111.narod.ru/rov.htm

Видео: Л.Авсиян
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Сообщение soul » Пт май 25, 2012 9:08 pm

Память о Холокосте в Беларуси, Украине и Польше: несколько наблюдений



Недавно пришлось побывать на интересном семинаре, темой которого было обращение к еврейской тематике в междисциплинарных образовательных исследованиях и проектах [1]. Кроме представителей Беларуси, в нем приняли участие гости из Украины и Польши. Разговор о том, что такое еврейское культурное и историческое наследие в исторической памяти беларусов, поляков и украинцев, показал, что между тремя странами есть много общего и, одновременно, много отличий.

Начало 1990-х – «возвращение» памяти о Катастрофе

То, что объединяет три страны, – долгое отсутствие в официальных версиях коллективной памяти интерпретации массового убийства евреев в годы Второй мировой войны. Имеется в виду Холокост – уникальное явление, требующее специальных подходов к его мемориализации и обсуждению.

В СССР, как мы помним (соответственно, в Беларуси и Украине), огромное количество памятников, поставленных евреям, погибшим в годы войны, маркировались надписями о том, что это место погребения «мирных» или «советских граждан». Таким образом власть пыталась нивелировать альтернативные общесоветской версии идентичности, в том числе и не допуская формирования особой еврейской идентичности, основанной на памяти о Катастрофе, в рамках СССР. Сегодня такая политика оценивается как двойственная: с одной стороны, трагедия евреев воспринималась в качестве общей трагедии всех, кто погиб в ходе войны, а с другой стороны, это не позволяло делать акцент на специфике произошедшего, не давало рассматривать все ракурсы случившегося.

В Польше термин «Холокост», по словам Альберта Станковского, представителя Музея истории польских евреев [2], также начали употреблять в основном после 1989 года, после начала постсоциалистической трансформации. Для многих поляков это было проблемой – как преодоление прежнего замалчивания, так и смещение фокуса внимания с «национальной истории» поляков на историю евреев, также проживавших на территории Польши.

Конструирование нации и история евреев: потенциальный конфликт

Как раз соотношение разных версий национализма и памяти о еврейском историческом наследии и Холокосте является еще одной общей проблемой для Беларуси, Украины и Польши.

Фактически речь идет об определенном конфликте – когда еврейская тематика исключалась из содержания разговоров о нации и из исторических нарративов. Но в каждой из стран мы видим различные версии этой ситуации, сложившейся в начале 1990-х годов и во многом продолжающейся до сих пор.

В Украине проблематика Холокоста попала в центр споров о том, что из себя представляло украинское национальное движение в годы Второй мировой войны: первоначально представителями этого движения считали в том числе деятелей ОУН и УПА, что деконструировало советский нарратив о Великой отечественной войне, но затем появились вызвавшие огромную полемику – не только среди историков – материалы о том, что часть деятелей ОУН и УПА приложила руку к еврейским погромам. Сегодня, по выражению директора Украинского центра изучения истории Холокоста Анатолия Подольского, мы видим политизированную ситуацию: по сути, мало кому есть дело до того, что на самом деле происходило с евреями в Украине во время войны, все озабочены тем, как использовать открывшиеся факты в политической борьбе между представителями различных версий украинского национализма. Академические историки в Украине оказались в своеобразной ловушке: их обвиняют в предвзятости и чуть ли не предательстве национальных интересов, когда они публикуют архивные данные о ситуации с евреями во время Второй мировой войны. Для переосмысливающих себя в качестве нации споры в Украине еще далеко не закончились.

В Польше настоящим шоком был выход в 2001 году книги американского историка Яна Гросса о трагедии в Едвабне: в 1941 году в этом местечке поляки сожгли заживо евреев, своих «соседей» (это слово и вынесено Яном Гроссом в начало названия его книги). До 2000 года в Польше считали, что это сделали немцы. Как образно говорит Альберт Станковски, для многих поляков история о Едвабне прозвучала так, как если бы «твой отец» в этом участвовал, как если бы ты теперь сам ходишь в «окровавленной рубашке».

Книга Гросса заставила польское общество посмотреть на себя иначе, особенно учитывая тот факт, что после распада бывшего социалистического лагеря в ряде его стран начал выстраиваться нарратив «виктимизации», в рамках которого эти страны и их население были прежде всего жертвой нацистской оккупации и последовавшего за ней коммунистического правления. В этом случае история с Едвабне показала ограниченность такого нарратива виктимизации, обозначив перспективы новых подходов к исторической памяти и оценке прошлого.

В Беларуси конфликта уже нет или он еще грядет?

В Беларуси версия гибели евреев как «советских граждан» еще только преодолевается, а советский нарратив памяти о войне приобретает постепенно новые, «национальные» черты. Как выглядит сегодня этот процесс?

Переведенная в Беларуси книга немецкого историка Бернгарда Кьяри «Штодзённасць за лініяй фронту» начинается с истории о том, как беларусский крестьянин ведет в октябре 1941 года двух немецких чиновников к «неприметной насыпи», говоря с удовлетворением в голосе: «Тут лежат наши жиды» – те, в том числе, кому местные крестьяне были должны деньги. Евреев к месту смерти якобы сгоняли местные жители, а расстрел осуществляли под немецким руководством беларусские или латышские полицейские. Эта история по своему моральному подтексту явно выбивается из привычной схемы единства всех «советских граждан» во время Второй мировой войны. Но при этом Кьяри не утверждает, что эта история была типичной, разве что показывает таким образом, что реальность войны отличалась от того, как ее описывали в советскую эпоху.

В 1990-е и 2000-е в публичном пространстве обсуждалась тема о том, можно ли говорить о беларусском «национальном движении» во время Второй мировой войны (подобно Украине), представители которого сражались «против Гитлера и Сталина».

Эти обсуждения носили скорее маргинальный характер и не смогли вытеснить уже сложившийся в советскую эпоху нарратив «предательства» и появившуюся позже более мягкую трактовку этой темы в виде идеи «коллаборации». Есть много причин, почему так случилось, но очевидно, что есть обстоятельство, которое стоит упомянуть. Речь идет в целом о проблеме «национальной идентичности» и спорах о том, что такое «нация» в беларусском контексте: все настолько погружены в доказательство того, что беларусская нация сегодня «существует» или «не существует», что пока не до нюансов Холокоста. К тому же качественное обсуждение темы истории войны выводит и на проблематику еврейского партизанского движения, которая раньше практически не звучала, и на более обширную хронологическую ретроспективу жизни еврейской общины в Беларуси [3].

И тут нас ожидает ряд сюрпризов. Например, в книге историка Нины Стужинской «Беларусь мяцежная» приводится документ, в котором рассказ об антибольшевистском сопротивлении в 1920-е годы в Беларуси дополняется зафиксированной «антисемитской риторикой»: для некоторых участников этого сопротивления большевики прежде всего были «жидами», надевшими снова «кайданы» на мужика. Где сегодня в беларусском контексте, в школьных учебниках или где-либо еще дается анализ того, почему в революционном движении участвовали евреи, и обсуждаются стереотипные конструкции, которые могут основываться на таких документах? Конечно, исследование всех этих тем могло бы вызвать споры в беларусском обществе.

Проблематика Холокоста также используется в Беларуси в политических играх, но не так, как на Украине.
Беларусское государство очень долго фактически игнорировало проблему Холокоста, но в 2008 году официальные лица высокого ранга присутствовали на мероприятиях в память о Катастрофе, в том числе и Александр Лукашенко. Как считают некоторые эксперты, это был шаг, ориентированный прежде всего на Запад, в связи с началом псевдолиберализации в стране.
Думать, что этот шаг мог значить нечто большее, мешает хотя бы фраза беларусского историка Евгения Розенблатта, написавшего в одной из своих статей, что проблема Холокоста пока является скорее академической, интересной исключительно историкам, а беларусское общество, по сути, проявляет индифферентность. И показывая это, он обращает внимание на интересный факт: Едвабне из книги Гросса было частью Белорусской ССР в момент трагедии, и только потом стало частью Польши (после передачи Белостока), но в Беларуси книгу Гросса фактически проигнорировали.

Государство против памяти?

В Беларуси и Украине отношение «государства» к проблеме Холокоста и сохранения еврейского культурного и исторического наследия во многом похожее: на эту тему практически не обращают внимания государственные структуры. Как считает Анатолий Подольский, это связано с тем, что, например, украинское государство вообще стремиться избежать ответственности и сложности, связанной с историческим прошлым и проблемой памяти. И речь идет не только о Холокосте и еврейском наследии.

В этом, по мнению Анатолия Подольского, часто даже нет «политического заказа», скорее это говорит об «отсутствии образования» у правящих элит.
Всё же хочется добавить, что если даже беларусское государство и нельзя прямо обвинять в игнорировании темы Холокоста, то стоит отметить, что оно проявляет инициативу лишь тогда, когда разговор идет о его собственной легитимности и использовании истории в политических целях, как это происходит с памятью о Второй мировой войне в беларусском контексте.

В Польше, обращает внимание Альберт Станковски, огромную роль в стимулировании интереса к истории польских евреев и проблеме Холокоста сыграли медиа и... ныне покойный Иоанн Павел ІІ. Он говорил о том, что евреи – «это наши старшие братья в вере», и это, по словам Станковского, было «шоком» для многих поляков. Сегодня не только Католический Костел в Польше, но и польское государство принимают активное участие в сохранении еврейского культурного и исторического наследия и говорят о проблеме антисемитизма. Министерство образования создает специальные программы для учителей, и история евреев рассматривается как часть польской национальной истории. Память о евреях в современной Польше сохраняют сами поляки (еврейская община Польши очень небольшая), это инициатива общества.

Сегодня антисемиты взывают к «справедливости»: «пострадали не одни евреи»

Проблема антисемитизма также является общей для Беларуси, Украины и Польши. Если почитать комментарии на интернет-форумах информационных порталов Беларуси, то часто можно обнаружить примеры антисемитской риторики, принимающей разные формы.

К «старым» формам антисемитизма можно отнести попытки связать его с идеями о том, что «евреи Христа распяли» (о сохранении этой версии антисемитизма в Беларуси говорила одна из участниц упоминавшегося в начале статьи семинара), а к «новым» – призывы к «исторической справедливости»: мол, «пострадали не одни евреи», «евреи извлекают выгоду из этого», и не надо постоянно говорить о Холокосте.

Эта риторика, кроме попыток замаскировать элементарную ненависть, интересна еще и тем, что обнажает специфику восприятия истории, в которой видят не «людей» в целом, не антропологическую, политическую и культурную проблему насилия, не проблему памяти, а всего лишь попытки политических и иных игр и заговоров. А это, в свою очередь, говорит о ситуации в обществе, в котором доминирует такая примитивная версия "истории": это общество, в котором гражданское и национальное достоинство основываются на непризнании и даже отрицании «боли других», и, фактически, отрицающее наличие «других».

Одна из задач преодоления такой ситуации – в широком смысле гуманизация истории. Память о Холокосте, например, не должна становиться «заезженной темой».
Анатолий Подольский отмечал, что мы должны считать историю евреев частью «своей», «национальной истории», что сегодня и начинает происходить в Украине. В разговоре о Холокосте как части этой истории необходимо избегать клише, «статистики», которая не дает возможности представить события на индивидуальном уровне и почувствовать их.

Альберт Станковски, рассказывая о будущем Музее истории польских евреев, обозначает цель этой инициативы так: «Мы хотим показать не только смерть, но и жизнь, евреи жили в Польше очень долгое время» – и надо видеть, какой эта жизнь была. В свою очередь, беларусский историк Захар Шибеко дополнил эти высказывания тем, что беларусы должны понять, какую роль сыграли евреи в беларусской истории, какой масштабный вклад они в нее внесли.

Альберт Станковски, говоря о своем визите в Беларусь, упомянул, что «мы едем со своими стереотипами», но в конечно итоге они разрушаются, в том числе и благодаря обычным беларусам, которые проявляют собственную инициативу и живо интересуются тем, как жили евреи «рядом с ними», «вместе с ними».

Примечания:

[1] Семинар прошел 5–6 мая 2012 года, организаторы: Беларусское добровольное товарищество охраны памятников истории и культуры, Кафедра истории Беларуси ГГУ им. Янки Купалы, организация “Еврейский исторический институт в Польше”.
[2] Музей истории польских евреев откроется в Варшаве в 2013 году, но уже сегодня его коллектив начал участвовать во многих проектах, связанных с памятью о еврейском культурном и историческом наследии, и не только на территории Польши.
[3] По беларусскому телевидению недавно ночью (!) показывали фильм «Вызов», снятый в Голливуде несколько лет назад и рассказывающий о еврейском партизанском отряде братьев Бельских.



источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Сообщение soul » Пн май 28, 2012 9:20 pm

Литовские историки установили фамилии тысячи литовцев, участвовавших в Холокосте


Команда литовских историков за два года работы установила имена свыше тысячи литовцев, которые принимали участие в геноциде евреев в годы Второй мировой войны, однако без решения суда эти списки не будут обнародованы.

«Наше исследование — историческое. Для того чтобы фамилии были обнародованы, необходимо судебное расследование. Мы не можем взять на себя такую функцию. Это сейчас должны оценить юристы независимой Литвы", — заявила агентству BNS гендиректор Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы Тересе Бируте Бураускайте.

Она не исключила того, что Генпрокуратура республики создаст группу, которая изучит данные исследования.

Бураускайте сообщила, что исследователи занимались проверкой списка участников Холокоста в Литве из 4,268 фамилий, опубликованного на израильском сайте.

По ее словам, остается неясным, на каких фактах был основан опубликованный список, поскольку команде из пяти историков удалось установить имена 1,034 человек.

По словам Бураускайте, в ходе начатого в 2010 году исследования не было получено никаких данных о том, что к убийствам евреев причастны командиры боровшихся с советской властью литовских партизан. "Партизанских командиров в списках нет. Нет абсолютно никаких данных», — подчеркнула она.

Кроме того, указала она, нет также данных о том, что кто-либо из упомянутых в списке еще жив и проживает в Литве. «Хотя нас и обвиняют в том, что мы не возбуждаем уголовные дела, но нам нет против кого возбуждать. У нас нет информации о том, что в Литве проживает кто-то из участвовавших в геноциде евреев», — сказала она BNS.

В команде историков работали два специалиста Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы и три профессиональных историка со стороны.

Историк подчеркнула, что в настоящее время на завершающей стадии находится первый этап исследований. По окончании первого этапа исследование будет продолжено, будет вестись проверка по функционировавшим тогда полицейским структурам. Предполагается, что в конце следующего года всей работы, список может увеличиться вдвое, и тогда, возможно, придется обратиться к зарубежным исследовательским центрам.

Агентство BNS отмечает, что массовые убийства евреев в Литве начались уже в первые дни войны СССР и Германии в конце июня 1941-го. Евреи почти во всех провинциях были согнаны в гетто и убиты в середине ноября 1941 года. В 1943 году оккупационные власти решили ликвидировать и гетто в Вильнюсе и других крупных городах.

Всего в период немецкой оккупации нацисты и их пособники уничтожили более 90% еврейской общины Литвы, которая до войны насчитывала 220 тысяч человек. Таким образом, окончания войны смогли дождаться всего 5-10% еврейского населения.

В уничтожение евреев нацисты вовлекли и значительное число литовских граждан. Как утверждает историк Арунас Бубнис, хотя «окончательное решение еврейского вопроса» было организовано и инициировано нацистами, все же без активного участия литовской администрации и пособничества местного населения так быстро и столь масштабно эти «акции» не удалось бы провести.

источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Сообщение soul » Пн июн 04, 2012 9:37 pm

В Гродно открыт музей истории евреев


В музее, который учредила группа гродненских предпринимателей, собраны экспонаты, свидетельствующие о еврейской истории и культуре Гродно. Посетители музея смогут узнать, как жили, чем занимались евреи в Гродно, начиная с XII века и по сей день. Часть экспонатов составляют диски с фильмами, фотографии старого Гродно, жизнеописания известных евреев — уроженцев Гродно и другое. Здесь собраны материалы о гродненцах, рисковавших своей жизнью ради спасения евреев.

Также основатели музея обратились к уроженцам Гродно, которые живут в Беларуси и за ее пределами и могут помочь в создании коллекции экспонатов. Людям предлагают принести старые фотографии, письма, документы, памятные знаки, культовые вещи, молитвенники, произведения искусства. Не исключено, что кто-то захочет просто рассказать историю своей семьи. Особенно ценна информация об истории гродненского гетто и его узниках, сведений о которых сохранилось совсем немного.

Как сообщил директор музея Бениамин Ерузалим, люди активно откликнулись на просьбу, информация приходит их разных стран.

Открытие музея состоялось в преддверии IX Республиканского фестиваля национальных культур, гости которого смогут ознакомиться с собранными материалами.



источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Сообщение soul » Пт июн 15, 2012 9:59 pm

Память о Холокосте в Беларуси, Украине и Польше: несколько наблюдений


Недавно пришлось побывать на интересном семинаре, темой которого было обращение к еврейской тематике в междисциплинарных образовательных исследованиях и проектах [1]. Кроме представителей Беларуси, в нем приняли участие гости из Украины и Польши. Разговор о том, что такое еврейское культурное и историческое наследие в исторической памяти беларусов, поляков и украинцев, показал, что между тремя странами есть много общего и, одновременно, много отличий.

Начало 1990-х – «возвращение» памяти о Катастрофе

То, что объединяет три страны, – долгое отсутствие в официальных версиях коллективной памяти интерпретации массового убийства евреев в годы Второй мировой войны. Имеется в виду Холокост – уникальное явление, требующее специальных подходов к его мемориализации и обсуждению.

В СССР, как мы помним (соответственно, в Беларуси и Украине), огромное количество памятников, поставленных евреям, погибшим в годы войны, маркировались надписями о том, что это место погребения «мирных» или «советских граждан». Таким образом власть пыталась нивелировать альтернативные общесоветской версии идентичности, в том числе и не допуская формирования особой еврейской идентичности, основанной на памяти о Катастрофе, в рамках СССР. Сегодня такая политика оценивается как двойственная: с одной стороны, трагедия евреев воспринималась в качестве общей трагедии всех, кто погиб в ходе войны, а с другой стороны, это не позволяло делать акцент на специфике произошедшего, не давало рассматривать все ракурсы случившегося.

В Польше термин «Холокост», по словам Альберта Станковского, представителя Музея истории польских евреев [2], также начали употреблять в основном после 1989 года, после начала постсоциалистической трансформации. Для многих поляков это было проблемой – как преодоление прежнего замалчивания, так и смещение фокуса внимания с «национальной истории» поляков на историю евреев, также проживавших на территории Польши.

Конструирование нации и история евреев: потенциальный конфликт

Как раз соотношение разных версий национализма и памяти о еврейском историческом наследии и Холокосте является еще одной общей проблемой для Беларуси, Украины и Польши.

Фактически речь идет об определенном конфликте – когда еврейская тематика исключалась из содержания разговоров о нации и из исторических нарративов. Но в каждой из стран мы видим различные версии этой ситуации, сложившейся в начале 1990-х годов и во многом продолжающейся до сих пор.

В Украине проблематика Холокоста попала в центр споров о том, что из себя представляло украинское национальное движение в годы Второй мировой войны: первоначально представителями этого движения считали в том числе деятелей ОУН и УПА, что деконструировало советский нарратив о Великой отечественной войне, но затем появились вызвавшие огромную полемику – не только среди историков – материалы о том, что часть деятелей ОУН и УПА приложила руку к еврейским погромам. Сегодня, по выражению директора Украинского центра изучения истории Холокоста Анатолия Подольского, мы видим политизированную ситуацию: по сути, мало кому есть дело до того, что на самом деле происходило с евреями в Украине во время войны, все озабочены тем, как использовать открывшиеся факты в политической борьбе между представителями различных версий украинского национализма. Академические историки в Украине оказались в своеобразной ловушке: их обвиняют в предвзятости и чуть ли не предательстве национальных интересов, когда они публикуют архивные данные о ситуации с евреями во время Второй мировой войны. Для переосмысливающих себя в качестве нации споры в Украине еще далеко не закончились.

В Польше настоящим шоком был выход в 2001 году книги американского историка Яна Гросса о трагедии в Едвабне: в 1941 году в этом местечке поляки сожгли заживо евреев, своих «соседей» (это слово и вынесено Яном Гроссом в начало названия его книги). До 2000 года в Польше считали, что это сделали немцы. Как образно говорит Альберт Станковски, для многих поляков история о Едвабне прозвучала так, как если бы «твой отец» в этом участвовал, как если бы ты теперь сам ходишь в «окровавленной рубашке».

Книга Гросса заставила польское общество посмотреть на себя иначе, особенно учитывая тот факт, что после распада бывшего социалистического лагеря в ряде его стран начал выстраиваться нарратив «виктимизации», в рамках которого эти страны и их население были прежде всего жертвой нацистской оккупации и последовавшего за ней коммунистического правления. В этом случае история с Едвабне показала ограниченность такого нарратива виктимизации, обозначив перспективы новых подходов к исторической памяти и оценке прошлого.

В Беларуси конфликта уже нет или он еще грядет?

В Беларуси версия гибели евреев как «советских граждан» еще только преодолевается, а советский нарратив памяти о войне приобретает постепенно новые, «национальные» черты. Как выглядит сегодня этот процесс?

Переведенная в Беларуси книга немецкого историка Бернгарда Кьяри «Штодзённасць за лініяй фронту» начинается с истории о том, как беларусский крестьянин ведет в октябре 1941 года двух немецких чиновников к «неприметной насыпи», говоря с удовлетворением в голосе: «Тут лежат наши жиды» – те, в том числе, кому местные крестьяне были должны деньги. Евреев к месту смерти якобы сгоняли местные жители, а расстрел осуществляли под немецким руководством беларусские или латышские полицейские. Эта история по своему моральному подтексту явно выбивается из привычной схемы единства всех «советских граждан» во время Второй мировой войны. Но при этом Кьяри не утверждает, что эта история была типичной, разве что показывает таким образом, что реальность войны отличалась от того, как ее описывали в советскую эпоху.

В 1990-е и 2000-е в публичном пространстве обсуждалась тема о том, можно ли говорить о беларусском «национальном движении» во время Второй мировой войны (подобно Украине), представители которого сражались «против Гитлера и Сталина».

Эти обсуждения носили скорее маргинальный характер и не смогли вытеснить уже сложившийся в советскую эпоху нарратив «предательства» и появившуюся позже более мягкую трактовку этой темы в виде идеи «коллаборации». Есть много причин, почему так случилось, но очевидно, что есть обстоятельство, которое стоит упомянуть. Речь идет в целом о проблеме «национальной идентичности» и спорах о том, что такое «нация» в беларусском контексте: все настолько погружены в доказательство того, что беларусская нация сегодня «существует» или «не существует», что пока не до нюансов Холокоста. К тому же качественное обсуждение темы истории войны выводит и на проблематику еврейского партизанского движения, которая раньше практически не звучала, и на более обширную хронологическую ретроспективу жизни еврейской общины в Беларуси [3].

И тут нас ожидает ряд сюрпризов. Например, в книге историка Нины Стужинской «Беларусь мяцежная» приводится документ, в котором рассказ об антибольшевистском сопротивлении в 1920-е годы в Беларуси дополняется зафиксированной «антисемитской риторикой»: для некоторых участников этого сопротивления большевики прежде всего были «жидами», надевшими снова «кайданы» на мужика. Где сегодня в беларусском контексте, в школьных учебниках или где-либо еще дается анализ того, почему в революционном движении участвовали евреи, и обсуждаются стереотипные конструкции, которые могут основываться на таких документах? Конечно, исследование всех этих тем могло бы вызвать споры в беларусском обществе.

Проблематика Холокоста также используется в Беларуси в политических играх, но не так, как на Украине.
Беларусское государство очень долго фактически игнорировало проблему Холокоста, но в 2008 году официальные лица высокого ранга присутствовали на мероприятиях в память о Катастрофе, в том числе и Александр Лукашенко. Как считают некоторые эксперты, это был шаг, ориентированный прежде всего на Запад, в связи с началом псевдолиберализации в стране.
Думать, что этот шаг мог значить нечто большее, мешает хотя бы фраза беларусского историка Евгения Розенблатта, написавшего в одной из своих статей, что проблема Холокоста пока является скорее академической, интересной исключительно историкам, а беларусское общество, по сути, проявляет индифферентность. И показывая это, он обращает внимание на интересный факт: Едвабне из книги Гросса было частью Белорусской ССР в момент трагедии, и только потом стало частью Польши (после передачи Белостока), но в Беларуси книгу Гросса фактически проигнорировали.

Государство против памяти?

В Беларуси и Украине отношение «государства» к проблеме Холокоста и сохранения еврейского культурного и исторического наследия во многом похожее: на эту тему практически не обращают внимания государственные структуры. Как считает Анатолий Подольский, это связано с тем, что, например, украинское государство вообще стремиться избежать ответственности и сложности, связанной с историческим прошлым и проблемой памяти. И речь идет не только о Холокосте и еврейском наследии.

В этом, по мнению Анатолия Подольского, часто даже нет «политического заказа», скорее это говорит об «отсутствии образования» у правящих элит.
Всё же хочется добавить, что если даже беларусское государство и нельзя прямо обвинять в игнорировании темы Холокоста, то стоит отметить, что оно проявляет инициативу лишь тогда, когда разговор идет о его собственной легитимности и использовании истории в политических целях, как это происходит с памятью о Второй мировой войне в беларусском контексте.

В Польше, обращает внимание Альберт Станковски, огромную роль в стимулировании интереса к истории польских евреев и проблеме Холокоста сыграли медиа и... ныне покойный Иоанн Павел ІІ. Он говорил о том, что евреи – «это наши старшие братья в вере», и это, по словам Станковского, было «шоком» для многих поляков. Сегодня не только Католический Костел в Польше, но и польское государство принимают активное участие в сохранении еврейского культурного и исторического наследия и говорят о проблеме антисемитизма. Министерство образования создает специальные программы для учителей, и история евреев рассматривается как часть польской национальной истории. Память о евреях в современной Польше сохраняют сами поляки (еврейская община Польши очень небольшая), это инициатива общества.

Сегодня антисемиты взывают к «справедливости»: «пострадали не одни евреи»

Проблема антисемитизма также является общей для Беларуси, Украины и Польши. Если почитать комментарии на интернет-форумах информационных порталов Беларуси, то часто можно обнаружить примеры антисемитской риторики, принимающей разные формы.

К «старым» формам антисемитизма можно отнести попытки связать его с идеями о том, что «евреи Христа распяли» (о сохранении этой версии антисемитизма в Беларуси говорила одна из участниц упоминавшегося в начале статьи семинара), а к «новым» – призывы к «исторической справедливости»: мол, «пострадали не одни евреи», «евреи извлекают выгоду из этого», и не надо постоянно говорить о Холокосте.

Эта риторика, кроме попыток замаскировать элементарную ненависть, интересна еще и тем, что обнажает специфику восприятия истории, в которой видят не «людей» в целом, не антропологическую, политическую и культурную проблему насилия, не проблему памяти, а всего лишь попытки политических и иных игр и заговоров. А это, в свою очередь, говорит о ситуации в обществе, в котором доминирует такая примитивная версия "истории": это общество, в котором гражданское и национальное достоинство основываются на непризнании и даже отрицании «боли других», и, фактически, отрицающее наличие «других».

Одна из задач преодоления такой ситуации – в широком смысле гуманизация истории. Память о Холокосте, например, не должна становиться «заезженной темой».
Анатолий Подольский отмечал, что мы должны считать историю евреев частью «своей», «национальной истории», что сегодня и начинает происходить в Украине. В разговоре о Холокосте как части этой истории необходимо избегать клише, «статистики», которая не дает возможности представить события на индивидуальном уровне и почувствовать их.

Альберт Станковски, рассказывая о будущем Музее истории польских евреев, обозначает цель этой инициативы так: «Мы хотим показать не только смерть, но и жизнь, евреи жили в Польше очень долгое время» – и надо видеть, какой эта жизнь была. В свою очередь, беларусский историк Захар Шибеко дополнил эти высказывания тем, что беларусы должны понять, какую роль сыграли евреи в беларусской истории, какой масштабный вклад они в нее внесли.

Альберт Станковски, говоря о своем визите в Беларусь, упомянул, что «мы едем со своими стереотипами», но в конечно итоге они разрушаются, в том числе и благодаря обычным беларусам, которые проявляют собственную инициативу и живо интересуются тем, как жили евреи «рядом с ними», «вместе с ними».

Примечания:

[1] Семинар прошел 5–6 мая 2012 года, организаторы: Беларусское добровольное товарищество охраны памятников истории и культуры, Кафедра истории Беларуси ГГУ им. Янки Купалы, организация “Еврейский исторический институт в Польше”.
[2] Музей истории польских евреев откроется в Варшаве в 2013 году, но уже сегодня его коллектив начал участвовать во многих проектах, связанных с памятью о еврейском культурном и историческом наследии, и не только на территории Польши.
[3] По беларусскому телевидению недавно ночью (!) показывали фильм «Вызов», снятый в Голливуде несколько лет назад и рассказывающий о еврейском партизанском отряде братьев Бельских.



источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Re: О холокосте сегодня...

Сообщение soul » Ср июл 18, 2012 7:26 pm

Памяти жертв Холокоста



Вчера в Париже у монумента жертвам Холокоста состоялась мемориальная церемония, посвященная 70-ой годовщине депортации еврейских граждан в нацистский лагерь смерти Освенцим.

16 и 17 июля 1942 года немецкие оккупационные подразделения при активной поддержке французской полиции отправили из временного лагеря на Велодроме d’Hiver на верную смерть в Освенцим около 13 000 французских евреев.

Главный оратор траурного митинга раввин Моше Левин, пресс-секретарь главного раввина Франции, призвал общественность помнить о трагедии европейского еврейства и не позволять отрицателям Холокоста искажать факты ужасного прошлого.

Вчера был также опубликован опрос общественного мнения, неутешительные результаты которого показывают, что две трети молодых французов в возрасте менее 35 лет ничего не знают о событиях на Велодроме.

Однако, наряду с этими печальными данными, опрос показывает, что 85% молодежи считает изучение событий Холокоста обязательным.

источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Re: О холокосте сегодня...

Сообщение soul » Пт июл 27, 2012 6:13 pm

Олланд признал вину Франции за гибель евреев-соотечественников в концлагерях


Франция участвовала в Холокосте и обязана признавать это, заявил президент Франсуа Олланд на церемонии памяти жертв "облавы Зимнего велодрома" - французских евреев, отправленных соотечественниками в концлагеря.

В 1942 году, 16 и 17 июля, французская полиция по требованию немецких оккупантов арестовала 13 тысяч 152 еврея. Большинство из них 4 дня провели на Зимнем велодроме, после чего были отправлены в концлагеря, отмечает NEWSru Israel.

По словам президента, аресты евреев лежат на совести французов, так как в них не принимал участия ни один немец. Среди жертв были целые семьи и множество детей. Однако две трети нынешней молодежи не помнят об этих трагических событиях, отметил Олланд. Он добавил: в данном случае речь идет не об истории евреев, а о мировой истории, а том числе истории Франции.

Франсуа Олланд также заявил, что нельзя забывать о французах, которые героически спасали евреев от расправы. "Антисемитизм - это не мировоззрение, это - мерзость", резюмировал глава Французской республики.

Как заверил президент, Франция будет делать все, чтобы отныне евреи чувствовали себя в безопасности. При этом он не забыл упомянуть о сегодняшних проявлениях антисемитизма в стране - о теракте возле еврейской школы в Тулузе.

Напомним, 19 марта 23-летний Мухаммед Мера совершил нападение на еврейский колледж в Тулузе, где открыл стрельбу по учащимся и их родителям. Погиб 30-летний преподаватель-раввин, двое его сыновей 5 и 4 лет и 7-летняя дочь директора колледжа. Был тяжело ранен 17-летний подросток.

источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Re: О холокосте сегодня...

Сообщение soul » Чт авг 02, 2012 8:52 pm

"Я люблю евреев": самый известный в Нидерландах отрицатель Холокоста предстал перед судом


Суд Амстердама рассматривает дело Йеруна Де Крика, бывшего адвоката, а ныне активного общественного деятеля, занимающегося пропагандой антисионизма и антисемитизма, а также отрицающего Холокост. Явившись в суд в майке с надписью "Я люблю евреев", Де Крик первым делом поинтересовался: правда ли, что фамилия судьи "Коэн".

Несколько месяцев назад Нидерландское бюро по контролю над пропагандой ненависти в интернете обратилось представило прокуратуре список из 87 пунктов, каждый из которых иллюстрировал "деятельность" Де Крика. При этом, представители общественной организации утверждали, что в сети содержатся сотни высказываний экс-адвоката, каждое из которых можно классифицировать как антисемитское и содержащее отрицание Холокоста.

По данным Википедии, Йерун Де Крик был первым из коллегии адвокатов Нидердандов, предложившим свои услуги через интернет. Несмотря на то, что спустя некоторое время "болезнь заставила его отказаться от адвокатской практики", он продолжал широко использовать интернет для пропаганды своих взглядов, создав, как минимум, 4 сайта. Три из них являются "крупнейшими очагами антисемитизма" в голландском сегменте интернета.

Де Крик дважды привлекался к ответственности за прямые угрозы в адрес тогдашнего премьер-министра страны Яна Петера Балкененде. 8 декабря 2011 года суд приговорил Де Крика к 40 часам общественных работ за расистские высказывания, сделанные публично и в письменной форме: речь шла о заявлении экс-адвоката о том, что "всех евреев надо было уничтожить в газовых камерах".

Де Крик настаивает на том, что не является антисемитом, когда утверждает, что Холокост был "организован сионистами, заплатившими Гитлеру": по его мнению, он лишь основывается на исторических фактах.

Как сообщает нилерландский сайт Barracuda, в настоящее время Де Крику грозит 100 часов общественных работ и условное тюремное заключение. Напомним, что по законам Нидерландов, отрицание Холокоста является уголовным преступлением.

источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Re: О холокосте сегодня...

Сообщение soul » Пн сен 10, 2012 7:03 pm

Премьер Бельгии извинился за депортацию евреев в годы Второй мировой


Премьер-министр Бельгии Элио ди Рупо объявил в воскресенье об официальном признании причастности властей страны к депортации евреев в нацистские концлагеря в годы Второй мировой войны.

"Надо официально признать: власти (Бельгии) сотрудничали с немецкими оккупантами, это было недостойно демократии и наших ценностей", - сказал премьер, выступая по случаю 70-летия со дня начала депортации евреев из бывшей казармы "Доссен" в Мехелене, откуда в период 1942-1944 годов эсэсовцы депортировали около 25 тысяч евреев и свыше 350 цыган в концентрационные лагеря на востоке Европы, в частности, в Аушвиц (Освенцим). Из депортированных выжили лишь 1240 человек.

Сейчас в казарме "Доссен" открыт Музей депортации и сопротивления.

Об официальном признании причастности городских властей к депортации евреев в фашистские концлагеря в годы Второй мировой объявила 2 сентября администрация Брюсселя, а власти Антверпена покаялись в этом еще в 2007 году.

Как свидетельствуют результаты специального
исследования, проведенного по заказу правительства Бельгии и обнародованного в 2007 году, бельгийские власти в годы Второй мировой войны активно содействовали немецким оккупантам в депортации евреев. Документальному подтверждению имевшим место преследованиям и депортации еврейского населения посвящены свыше одной тысячи страниц доклада, подготовленного сотрудниками бельгийского Центра изучения военных архивов и современного общества.

По словам его руководителя Руди Ван Дорслэра, "недостойный демократии коллаборационизм" бельгийских властей с немецкими оккупантами быстро перерос из пассивного в активный. Исследование свидетельствует, что по запросу гитлеровцев бельгийские власти обязали администрации на местах провести регистрацию еврейского населения. Дальше других в плане содействия депортации из страны евреев пошли власти бельгийского Антверпена. По их инициативе полиция арестовала и выдала гитлеровцам 1,243 тысячи представителей еврейской национальности, говорится в докладе. Меньше всего содействовали гитлеровцам в депортации евреев из Бельгии власти Брюсселя.

В годы Второй мировой войны была практически полностью истреблена крупная еврейская община в бельгийском Шарлеруа, тогда как большей части евреев Антверпена удалось остаться в живых.

Правительство Бельгии распорядилось провести исследование после того, как достоянием общественности стала информация о том, что архивы и записи, касавшиеся преследований и депортации евреев в период 30-40-х годов прошлого столетия, целенаправленно уничтожались, главным образом, в Брюсселе и в Валлонии, франкоязычном регионе на юге страны. По сообщениям СМИ, некоторые документы исчезли из архивов во время проходившей в конце 1990-х - начале 2000-х годов реформы полицейского ведомства страны, когда бельгийская жандармерия была преобразована в федеральную полицию.

Тысячи еврейских семей бежали в Бельгию в конце 30-х годов прошлого столетия, спасаясь от преследований гитлеровцев. По информации СМИ, в Бельгии в довоенные годы проживали около 70 тысяч евреев. Сегодня их насчитывается 35-40 тысяч, из них примерно 20 тысяч поселились в Брюсселе, еще 15 тысяч, в том числе 10 тысяч евреев-ортодоксов, проживают в Антверпене.

источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Re: О холокосте сегодня...

Сообщение soul » Ср сен 19, 2012 7:00 pm

Объявлен конкурс грантов по теме Холокоста в СССР: как принять участие


Мемориальный комплекс "Яд Вашем", благотворительный фонд Genesis и Европейский Еврейский фонд объявляют очередной конкурс малых грантов на разработку и развитие проектов, предназначенных для русскоязычной аудитории в Израиле и за рубежом, в области исследования Холокоста на оккупированных территориях СССР. За предыдущие два года 38 проектов получили в общей сложности 110,000 долларов на изучение и ознакомление целевой аудитории с темой Катастрофы и героизма советских евреев.

"Всего за два года было подано 370 заявок из Израиля, стран СНГ, Германии и США. Из них жюри конкурса отобрало самые интересные. Речь идет о проектах в разных сферах образования и культуры, включая научные исследования, публикации, образовательные, художественные, театральные и видео-проекты, а также проекты в интернете. Среди победителей конкурса были абсолютно разные люди - ветераны войны и люди, пережившие Холокост, а также ученые, писатели, деятели искусства, представители молодежных и общинных организаций, блоггеры. Это люди разных поколений - и те, кто сами пережили то страшное время, и те, кто родился спустя много лет после войны", - рассказала порталу IzRus Татьяна Манусова, советник гендиректора "Яд Вашем" по программам фонда Genesis и Европейского Еврейского фонда.

Основные критерии отбора предложений: актуальность проекта для русскоязычных общин разных стран, широкая пользовательская аудитория и долгосрочный эффект проекта, наглядность его результатов (созданные интернет-ресурсы, фото- и видеоматериалы, электронные издания). "Естественно, в эпоху интернета, посредством которого можно связывать людей со всего мира, мы ищем инновационные проекты, способные привлечь максимально широкую аудиторию, задумки с высоким уровнем визуализации, новые творческие идеи и медиа-инициативы. В этом году конкурс посвяшен нескольким основным темам. Это личные истории героев сопротивления, солдат, партизан; вклад еврейских специалистов в оборону СССР в годы войны; истории еврейских общин накануне и после трагедии; Праведники народов мира на территории СССР", - сообщила собеседница портала IzRus.

Победители конкурса получат гранты в размере до 5000 долларов. Жюри, в состав которого войдут специалисты "Яд Вашем" и представители перечисленных фондов, выберет те предложения, которые будут иметь больше шансов на дальнейшее развитие по окончанию гранта, а также финансирование из других источников. По результатам прошлых лет фонд Genesis выпустил специальную брошюру с описанием проектов - победителей конкурса.

Заявки на участие в конкурсе на русском или английском языках можно заполнить в электронном виде здесь (поля, помеченные звездочкой, являются обязательными. Чтобы зарегистрировать заявку, нужно нажать на кнопку SUBMIT после окончания заполнения бланка).

источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Re: О холокосте сегодня...

Сообщение soul » Сб ноя 24, 2012 8:06 pm

Холокост и героизм: тайны дневников русских евреев из архивов спецслужб



В мемориальном комплексе "Яд Вашем" состоялся двухдневный семинар, в котором приняли участие авторитетные зарубежные исследователи истории Второй мировой войны. Какие тайны сохранили дневники русских евреев?

На уходящей неделе в иерусалимском мемориальном комплексе "Яд Вашем" состоялся семинар, посвященный теме отображения Холокоста и Великой Отечественной войны в дневниках и письмах советских евреев. Речь идет о документальных свидетельствах, раздобытых в архивах спецслужб республик бывшего СССР, доступ к которым был получен благодаря проекту благотворительного фонда Genesis.

"Это - уникальные письма и дневники, без которых было бы невозможно понять, что именно чувствовали в тот период евреи СССР. Вообще, те, кто жили в Советском Союзе в границах 1939 года, очень редко писали дневники, а если и писали, то у них была своя, внутренняя самоцензура. Этим они очень отличались от евреев Европы и Прибалтики, привыкших более свободно выражать свои мысли на бумаге", - рассказал порталу IzRus директор Центра по изучению истории советских евреев в годы Холокоста Аркадий Зельцер, который и проводил семинар.

По его словам, в Израиль для участия в этом мероприятии приехали известные исследователи, в числе которых профессор Карел Беркхофф из Амстердама, профессор Таня Пентер из Гамбурга и доктор наук Кирилл Феферман из Москвы. В последние годы зарубежные историки стали все больше интересоваться трагедией советских евреев в период Холокоста. Так, Беркхофф сейчас работает над книгой о Бабьем Яре. "Нам с коллегами удалось сопоставить дневники и письма европейских и советских евреев, отметить различия в их взглядах на войну, оценить проявления их еврейской самоидентификации. Мы также сравнили дневники одной из подпольщиц "Молодой гвардии" и еврейской девушки из Минска, которая была в гетто, а потом в партизанском отряде. Естественно, разница между ними огромна, но интересно, что национальная самоидентификация еврейки гораздо отчетливее проявляется в гетто", - отметил собеседник портала IzRus.

Особой категорией документов исследователь назвал письма еврейских бойцов Красной Армии, адресованные родным и близким. "Это не просто живые свидетельства активного участия евреев в борьбе с нацизмом, это яркие образцы эпистолярного жанра. Люди стремились передать свои эмоции и чувства иносказательно, зная, что их письма могут быть прочитаны цензором. Впрочем, их главная задача оставалась неизменной: сообщить родне, что они живы", - рассказал Зельцер.

По его словам, большой интерес вызвало изучение дневника польского еврея-коммуниста, оказавшегося во время войны в Западной Белоруссии. "Стараясь сохранить преданность коммунистическим идеалам, он также осознает свою национальную принадлежность и видит антисемитизм окружающих его граждан СССР. Эти реалии нашли яркое отражение в его записях, и мы можем наблюдать его попытки осмыслить происходящее", - отметил исследовтаель.

Зельцер считает, что работа с такого рода материалами позволяет воссоздать гораздо более четкую картину восприятия войны и Холокоста евреями СССР, ставших свидетелями истребления нацистами миллионов своих соплеменников.

источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Re: О холокосте сегодня...

Сообщение soul » Ср ноя 28, 2012 9:17 pm

"Следы Валленберга"


В Дипломатической академии в Вене состоялась Международная научная конференция "Следы Валленберга", в которой приняли участие дипломаты, ученые-историки, писатели и общественные деятели Австрии, Венгрии, Великобритании, Германии, Израиля, России, США и Швеции.

Главный научный сотрудник Института российской истории РАН В .С. Христофоров на пленарном заседании конференции выступил с докладом "Следы пребывания Рауля Валленберга в СССР".

В докладе были приведены результаты научных исследований документов из российских архивов и сказано о публикации ранее неизвестных материалов о судьбе шведского дипломата и его ближайшего окружения.

Шведский дипломат Рауль Валленберг спас от гибели в годы Второй мировой войны десятки тысяч венгерских евреев.

источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Re: О холокосте сегодня...

Сообщение soul » Вс дек 30, 2012 3:53 pm

В России одна из самых активных еврейских общин в мире, говорит Берл Лазар




Главный раввин России Берл Лазар рад тому, как сегодня развивается иудейская община в стране, и заявляет, что общество становится более толерантным к евреям.

"В России сегодня одна из самых активных еврейских общин в мире. Дети тянутся к религии: в этом году открылось много клубов и центров для молодежи", - заявил Б.Лазар в четверг на пресс-конференции в "Интерфаксе".

По его словам, сегодня практически все раввины, которые назначаются, - местные, они учились здесь "и готовы уезжать в забытые города и стать там раввинами".

"Это очень радует. Видно, что российская еврейская община состоялась. Не нужна уже помощь из Израиля и других стран, чтобы оттуда приезжали раввины", - заявил Б.Лазар.

Он также отметил, что ситуация с антисемитизмом в России сегодня "намного лучше, чем было раньше, и намного лучше, чем то, что мы видим в Европе". Во многом это благодаря власти, "которая принимала правильные шаги в прошлые годы, когда были разные инциденты", считает раввин.

"Главное, что народ, общество в целом уже более толерантное, смотрит на евреев с пониманием. Был сделан опрос, и лишь меньше восьми процентов людей чувствуют, что еврей - это враг", - сказал он.

Подводя итоги года, главным он назвал открытие в Москве Еврейского музея и центра толерантности - крупнейшего в мире еврейского музея. Б.Лазар высказался за то, чтобы этот центр посещали школьники, "чтобы это было внутри образовательной программы".

Главным политическим итогом года для еврейской общины является, по его словам, визит президента России Владимир Путин в Израиль. "Все помнят, как он среди ночи подошел к Стене плача и молился вместе с нами", - отметил Б.Лазар.

Он коснулся темы строительства новых синагог, в том числе в Москве, где до 1917 года было около 60 синагог, а сегодня - четыре и проживает полмиллиона иудеев. Б.Лазар напомнил, что сейчас еврейская община ведет переговоры с властями столицы по вопросу о выделении участков под строительство пяти синагог.

"Наше желание, чтобы жители районов радовались тому, что у них открылась синагога. Понятно, будем обсуждать с ними - где строить, как, что там будет. Мы не живем на Луне и не думаем, что нам позволено делать все, что мы хотим. Мы понимаем, что если мы строим синагогу где-то, то там есть жители района, для них это должен быть праздник, а не какое-то ущемление", - подчеркнул он.

Сегодня в Федерацию еврейских общин России входит более 200 общин в 180 городах. В 42 из них постоянно работают раввины. Гуманитарные программы ФЕОР охватывают свыше 120 тыс. человек. За истекший год Федерацией было передано нуждающимся около 150 тонн продовольственной помощи, ежемесячно выдавалось 90 тыс. благотворительных обедов.

При поддержке Федерации в городах России действует 44 синагоги и порядка 70 общинных центров различного масштаба, четыре религиозных вуза, 29 общеобразовательных школ с еврейским этнокультурным компонентом и 28 детских садов, 94 воскресные школы и 368 клубов по интересам. Всего в дневных еврейских школах в прошедшем учебном году обучалось около 14 тыс. детей.

источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Re: О холокосте сегодня...

Сообщение soul » Ср фев 20, 2013 10:48 pm

Холокост в советском искусстве: еврейская трагедия без евреев


19-20 февраля в мемориальном комплексе "Яд Вашем" пройдет первая в своем роде международная конференция "Евреи, война и Холокост в художественной литературе и кинематографе советского времени". Как авторы той эпохи рассказывали о массовом уничтожении "советских людей"?

19 февраля в мемориальном комплексе "Яд Вашем" начнет работу международная конференция "Евреи, война и Холокост в художественной литературе и кинематографе советского времени". В ней примут участие около 20 исследователей и экспертов из разных стран мира, причем работа конференции будет идти на трех языках: русском, иврите и английском с синхронным переводом. Организаторами этого научного мероприятия стали фонды Genesis, Gutwirth и Европейский еврейский фонд.

Несмотря на то, что советские власти негативно относились к акцентированию внимания на теме Холокоста и роли евреев во Второй мировой войне, многие известные писатели и режиссеры старались отразить ее в своих произведениях. Правила были негласными, но предельно жесткими, и советские авторы искали разные способы хотя бы намеками обойти базовый "постулат", согласно которому в Катастрофе гибли не евреи, а "советские граждане".

"Тема конференции, которая сама по себе является уникальной, очень сложна. На ней будут обсуждены три ключевых вопроса: отображение Холокоста в литературе на русском языке, в литературе на идиш, а также в документальном кино. И, по всей видимости, будет сделана попытка сравнить эти подходы. Упоминание темы Холокоста не запрещалось в СССР, но явно не одобрялось, и все творения, где хоть как-то касались вопроса массового уничтожения евреев проходили цензуру с большим трудом. Акцентирование внимания на расовом вопросе было своего рода табу. Ведь "война велась против всех советских граждан", а в СССР была "дружба народов". При этом для авторов на русском языке и на идиш были разные ограничения, да и режиссеров документалистов старались ограничить немного по-другому", - заявил порталу IzRus директор Центра по изучению истории советских евреев в годы Холокоста доктор Аркадий Зельцер, который будет вести одно из заседаний на конференции.

Все что оставалось советским авторам - это использовать детали и нюансы, чтобы дать таким образом понять читателям и зрителям, советской интеллигенции о чем именно идет речь. "Большинство докладов будут основываться на таких подходах, на этом иносказании, посылах, которые использовались. Будут вестись обсуждения сравнений и параллелей между методами, применявшимися в литературе и кино для того, чтобы обойти негласные ограничения. Авторы не всегда заботились о том, поймут ли их, они хотели высказать то, что думали, свои переживания и ощущения", - подчеркнул Зельцер.

"Будучи представителем так называемого "второго поколения" Холокоста, я травмирован всем, что связано с этой темой. Как литературовед я старался ее не касаться, и участие в этой конференции, да еще и в качестве докладчика, для меня это первый случай, когда я высказываюсь по этому поводу. Меня привлекло то, что организаторы мероприятия стараются взглянуть на вопрос шире, поднять тему рефлексии и ощущений советских авторов по поводу массового убийства наших соплеменников", - заявил порталу IzRus доктор Велвл Чернин из Ариэльского университета.

"Я буду говорить об Овсее (Шике) Дризе, известном детском поэте, который писал еще и стихи о Холокосте, но их не переводили с идиш на русский язык. Меня привлекло к участию в конференции то, что она не стремится стать очередным "букетом на могилы погибших". Мы будем говорить о сегодняшнем дне, о наших сегодняшних ощущениях, о нашем понимании не только самой трагедии, но и того, как люди пытались осмыслить и отразить свое понимание случившегося несмотря на запреты. Это очень интересно, и я планирую прослушать все доклады на конференции", - отметил Чернин.

По его словам, он лично благодарен фонду Genesis за организацию подобного обсуждения. "Меня тронуло то, что одним из полноправных рабочих языков конференции стал русский язык. Я сам буду выступать на иврите по поводу стихотворений на идиш. Но я не могу не поблагодарить и фонд Genesis и институт по изучению Холокоста на территории СССР при "Яд Вашем" за то, что это приблизит тему к нам, к "русским" евреям, даст нам выразить свои ощущения, свое понимание темы Холокоста. Ведь раньше ничего подобного не было, хотя половина погибших в ту войну евреев жили в русскоязычном пространстве. В этом, как мне кажется, "изюминка" этой конференции", - подчеркнул собеседник портала IzRus.
источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Re: О холокосте сегодня...

Сообщение soul » Вт мар 05, 2013 9:35 pm

Канада пригласила Украину к Альянсу памяти жертв Холокоста


Канада пригласила Украину присоединиться к Международному альянсу памяти жертв Холокоста.

Об этом сообщил министр гражданства, иммиграции и многокультурности Канады Джексон Кенни на пресс-конференции в Киеве по итогам своего визита в Украину.

“Мы хотим пригласить Украину присоединиться к Международному альянсу памяти жертв Холокоста”, - сказал он, заметив, что именно это и было главной целью его визита.

В этом контексте министр отметил, что, за исключением Германии и Польши, именно в Украине были наибольшие потери от Холокоста. "Свыше 1,5 миллиона еврейских жертв захоронены в более чем 600 могилах по всей Украине. Некоторые из тех захоронений никак даже не обозначены, некоторые из них даже неизвестны. Я смог это понять еще четче, когда посетил массовые погребения евреев в Самборе (Львовская область. - Ред.), а также когда посетил Бабий Яр в Киеве", - подчеркнул Кенни.

Он напомнил, что 5 марта Канада начинает председательство в Международном альянсе памяти жертв Холокоста. Теперь организация объединяет 31 страну. Она проводит исследование относительно Холокоста, проводит памятные мероприятия и осуществляет просветительскую деятельность в мире.

источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Пред.След.

Вернуться в Общий

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron