История

Всё, что связано с Холокостом.

Re: История

Сообщение soul » Вт ноя 13, 2012 9:33 pm

История еврейского мальчика, жившего рядом с Гитлером


В жизни маленького еврейского мальчика Эдгара Фейхтвангера, который жил в богатом пригороде Мюнхена, мало что изменилось, когда на его улице поселился Адольф Гитлер. Так продолжалось до 9 ноября 1938 года - даты первой масштабной акции против евреев.

С тех пор прошло более восьмидесяти лет, но г-н Фейхтвангер до сих пор помнит свою первую встречу с Гитлером.

Как-то в начале 30-х годов восьмилетний мальчик вышел с няней на прогулку и увидел, как лидер нацистов, одетый в знаменитый подпоясанный макинтош и шляпу-трилби, выходит из своего дома. Гитлер жил в большой квартире на втором этаже.

"Он посмотрел прямо на меня, кажется, не улыбался", - вспоминает Фейхтвангер. Несколько человек остановились и прокричали: "Хайль Гитлер!"

Он в ответ поднял шляпу, "как мог бы это сделать демократический лидер", и сел в машину, которая уже ждала его.

"Конечно, я знал, кто это был, хоть я и был мал, - говорит Фейхтвангер, несколько медленно, но чисто произнося английские слова. - Он был рейхсканцлером, главным действующим лицом на сцене".

Тогда, продолжает он, фигура Гитлера еще не внушала страха. "Возможно, я бы испугался, если бы хорошо задумался, но пользы от этого не было бы, - рассказывает Фейхтвангер. - Мне просто интересно было на него посмотреть".
88-летний мужчина признает, что говорить об организаторе Холокоста просто как о соседе немного странно.

"Когда я рассказываю о том, как жил с Гитлером на одной улице, это звучит как-то обыденно и по-домашнему, - говорит он спокойно. - Но это действительно трудно - поверить в то, что люди, которых ты видел почти каждый день, поставили мир с ног на голову".

Хотя Фейхтвангеру было всего пять лет, когда будущий фюрер поселился по соседству, он помнит фразу своей матери: "У нас сегодня мало молока, что потому молочник оставил много бутылок у Гитлера".

Мальчик ежедневно проходил под окнами роскошной квартиры на Принцрегентплац, 16, идя в школу. Он часто останавливался там, пытаясь разглядеть владельца. Однажды решился подойти ко входной двери, чтобы посмотреть, есть ли под звонком табличка с именем Гитлера.

"Гитлер приезжал в Мюнхен на выходных. Узнать, что он дома, можно было по припаркованным у дома машинам", - рассказывает Фейхтвангер. О прибытии будущего диктатора сообщал скрежет шин трех автомобилей, в которых он ездил со своей "шайкой охранников".

Топот грубых сапог заглушал остальные звуки. Прохожие останавливались и салютовали Гитлеру. Маленький Эдгар тоже останавливался и наблюдал.

"В нас вбивали нацизм в школе", - объясняет он. Один из учителей заставил учеников нарисовать на первой странице тетради большую свастику, а на второй - написать список врагов Германии, который начинался с Великобритании, России и США.

В тридцатых годах, когда намерения нацистов уже были очевидны, немало еврейских семей все еще не верили, что им грозит опасность.

"Мы знали, что если Гитлер придет к власти, нам, евреям, не поздоровится", - говорит Фейхтвангер, чей отец был братом знаменитого писателя-антинациста Лиона Фейхтвангера. Квартиру писателя разграбили еще в 1933 году, пока он был за границей, и Лион так и не вернулся на родину.

Но отец Эдгара тешил себя надеждами, что его семью оставят в покое.

Действительно, с их улицы отселили немало еврейских семей - их место заняли слуги и охранники Гитлера. Но Фейхтвангеров не трогали.

Однако 10 ноября 1938 стало ясно, насколько ошибочным было это ощущение безопасности. Рано утром 14-летний Эдгар услышал, как в дом ворвалось Гестапо. Предыдущей ночью по территории Германии и частично оккупированной Австрии прокатилась первая волна насилия над евреями.

Эта ночь получила название Хрустальной, или ночи разбитых витрин. В ходе погрома были убиты 91 еврей и десятки тысяч арестованы, разрушены тысячи еврейских домов, предприятий и синагог.

Фейхтвангер помнит, как испуганный и беспомощный, он стоял и смотрел, как забирали его отца. "Обращались с ним не жестко, - говорит он. - Мама проявила большую храбрость".

Позже гестаповцы вернулись с коробками и фургоном, и вывезли ценные книги из отцовской богатой библиотеки. "Чтобы книги не пострадали", сказали", - вспоминает Фейхтвангер.

Этот день стал переломным для семьи мальчика. Он больше не ходил в школу и проводил дни дома, не решаясь выйти из дома:

"Мы чувствовали себя совершенно беспомощными: нас могли прийти и убить, и никто ничего не сделал бы".

Шесть недель семья ждала новостей. Боялись худшего. Им было известно лишь то, что отца и одного из дядей Эдгара забрали в Дахау, печально известный концлагерь на окраине Мюнхена. Но потом отца неожиданно отпустили - изможденного, больного, обмороженного, но живого.

Позже он рассказал сыну, что выжить в концлагере можно было только "не привлекая к себе внимания". Если ты не мог продолжать работу или терял сознание от голода - тебе конец.

Семья окончательно удостоверилась, что из нацистской Германии надо бежать. У них были родственники за границей, поэтому Фейхтвангерам удалось получить визы и выехать в Великобританию.

В феврале 1939 года Эдгар сел на поезд в Лондон. Отец проводил его до голландской границы, а затем вернулся в Мюнхен, чтобы уладить кое-какие дела. В мае того же года семья воссоединилась в Англии.

После Второй мировой войны они больше не возвращались в свой старый дом все вместе, хотя Эдгар посетил Мюнхен в 50-х. Он пошел посмотреть на бывшую резиденцию Гитлера. Дом сохранился, рассказывает он. Но сейчас ничего не указывает на то, что здесь жил человек, который оказал такое жуткое влияние на историю человечества.

Эдгар Фейхтвангер

Родился 28 сентября 1924 года в Мюнхене;

Переехал в Англию в 1939 году, пять лет спустя поступил на исторический факультет Кембриджского университета;

В 1959 году начал преподавать историю в Университете Саутгемптона;
1962 женился на Меррис Примроуз Мэри Ессейм, имеет троих детей;

Автор многих книг, в том числе монографий о Дизраэли, Гладстоне, Бисмарке, а также работы "От Веймарской республики до Гитлера: Германия в 1918-1933 годах";

Живет неподалеку от Винчестера (южная Англия).

источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Re: История

Сообщение soul » Ср дек 05, 2012 7:27 pm

В поисках следов йекке



Семья Бенсингер покинула нацистскую Германию в 1934 году, вскоре после прихода Гитлера к власти. Фильм об истории этой семьи будет представлен в рамках масштабного проекта германской государственной вещательной корпорации Deutsche Welle, собирающей по всему миру свидетельства об истории еврейской общины этой страны.

Проект Spurensuche. Deutsch-Juedisches Kulturerbe Weltweit («Следы. Наследие германских евреев в мире») стартует 4 декабря, и будет представлен в радио- и телеэфире на четырех языках.

«Когда современные жители Германии вспоминают о немецких евреях, в первую очередь им приходит в голову Холокост, но отнюдь не богатая история и культура, которая сегодня нами утрачена», — сказала Корнелия Рабиц, редактор Deutsche Welle и координатор проекта.

«Мы надеемся, что при помощи этого проекта массовое сознание обогатится», — сказала Рабиц.

Проект «Следы», на который германское Министерство иностранных дел выделило 250 тысяч евро, инициирован Центром изучения европейского еврейства имени Мозеса Мендельсона при Университете Постдама. «Мы стремимся найти документальные материалы о жизни немецких евреев за рубежом, сохранить их и систематизировать», — говорит научный сотрудник центра Алиса Яхнович. Недавно она была в Буэнос-Айресе, где обсудила вопрос сохранения исторических документов с представителями местной еврейской общины.

Наследие немецких евреев, которых в шутку прозвали «йекке», живет не только в документах, подчеркнула Алиса Яхнович, но и в принадлежавших им вещах, предметах быта: в фарфоровой посуде, томах Томаса Манна, восточных коврах, и даже в неосязаемом — в их взглядах, вкусах и ценностях.

В проекте «Следы» принимают участие корреспонденты Deutsche Welle в Аргентине, Бразилии, Китае, Литве, Португалии, Турции, Украине, США, ЮАР и Израиле. Так, журналисты присутствовали при воссоединении семьи германских евреев в бразильском Сан-Паулу, в Каунасе собирали информацию о семье, покинувшей Германию в 1920-х годах, а в годы нацистской оккупации организовавшей подпольную организацию сопротивления. Репортеры взяли интервью у потомков сапожника, эмигрировавшего из Германии в ЮАР в 1936 году, сыгравших важную роль в движении борьбы против апартеида.

Житель Чикаго Этан Бенсингер и его семья стали главными героями фильм REFUGE: Stories of the Selfhelp Home («Убежище. Истории беззащитного дома»), который рассказывает нам о более чем 1000 немецких евреев, иммигрировавших в США и обретших второй доме в Иллинойсе.

100-летняя мать Этана Бенсингера живет в окружении мебели, которую ей и ее мужу удалось вывезти из Германии. В Германии семья Бенсингер владела крупным текстильным предприятием, национализированным после Хрустальной ночи.

Когда в 1933 году к власти в Германии пришли нацисты, в стране проживало около 525 тысяч евреев. Около половины из них эмигрировали до начала Второй мировой войны, но многие отправились в соседние европейские страны, впоследствии оккупированные нацистами. Жертвами Холокоста стали 210 тысяч германских евреев.

Внутреннего «йекке» недавно открыл в себе израильский журналист Миха Лимор, редактирующий единственное в стране издание на немецком языке Mitteilungsblatt Yackinton. В 30-е годы в подмандатную Палестину перебрались около 60 тысяч германских евреев, включая родителей Михи.

«Моим первым языком был немецкий, — рассказал Лимор в интервью Deutsche Welle, — но в молодости я мало интересовался прошлым своих родителей, поскольку рос в Израиле и меня волновало в первую очередь то общество, в котором я жил».

Лимор, заинтересовавшийся наследием своих родителей уже в пожилом возрасте, говорит о всплеске интереса к культуре немецких евреев в Израиле. Признаки этого он видит в том, что слово «йекке» утратило свою уничижительную окраску. Недавно словарь разговорного языка йекке стал в Израиле бестселлером.

«Культура — явление динамичное, после Холокоста прошло уже почти70 лет. Израиль поддерживает дружественные отношения с Германией, немецкий язык воспринимается в нашей стране более спокойно и беспристрастно», — говорит Лимор.

Как показал недавний опрос, проведенный Еврейским университетом в Иерусалиме, федеральный канцлер Германии Ангела Меркель является среди израильтян самым популярным неизраильским политиком.

Штефан Мессерер, сотрудник посольства Германии в Вашингтоне отмечает, что его страна занимается сохранением культуры немецких евреев во всем мире, сознавая свою историческую ответственность перед еврейским сообществом.

Для корреспондента Deutsche Welle в Турции Айа Бах проект «Следы» стал путем примирения с теми, перед кем она чувствует вину: «Я ощущаю огромную ответственность за то зло, которое народ Германии причинил евреям, — сказала Бах, родившаяся через много лет после войны, — я надеюсь, что благодаря моим репортажам люди смогут это почувствовать».

источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Re: История

Сообщение soul » Вс янв 20, 2013 7:48 pm

Смерть Сталина предотвратила коммунистический холокост



Наилучшая стратегия для сплочения нации всегда заключалась в том, чтобы найти общего врага, а евреи веками представляли собой идеальную мишень. Это известно любому диктатору, и это прекрасно знал Сталин. Во время чисток 1937-1938 годов среди его настоящих и мнимых врагов было очень много евреев.

Последние репрессии грузинского диктатора опять обрушились на евреев. Их обвинили в том, что они находились в центре международного заговора, организованного с целью уничтожения партийной верхушки в Советском Союзе и в других коммунистических странах. Новый погром официально начался 13 января 1953 года, шестьдесят лет тому назад, когда газета «Правда» опубликовала первую статью, в которой еврейским врачам были предъявлены обвинения. Террор длился только полтора месяца, потому что 5 марта апоплексический удар прикончил старого тирана, а еврейское сообщество избежало второго холокоста.

Надо сказать, что антисемитизм укоренялся в российском обществе, начиная со второй половины девятнадцатого века, и не случайно, слово «погром» - российского происхождения. В начале двадцатого века царская тайная полиция сфабриковала скандальную фальшивку «Протоколы Сионских мудрецов», то есть - секретный план, с помощью которого евреи готовились к завоеванию мира через контроль финансовой системы и средств массовой информации. В душе Иосифа Виссарионовича Джугашвили-Сталина крепла страшная ненависть к евреям, усилившаяся после того, как его отец-пьяница промотал семейное имущество и был вынужден заложить его евреям в различные ломбарды. Этот антисемитизм проявился во время чисток тридцатых годов, жертвой которых стала старая большевистская гвардия. К ней относилось множество коммунистов еврейского происхождения. Их расстреливали тысячами.

Во время Великой Отечественной войны репрессии на время прекратились, но они возобновились с еще большей силой уже в конце сороковых годов, когда параноик Сталин стал видеть заговоры и врагов повсюду, особенно среди евреев. Уже в 1949 году начались аресты выдающихся еврейских деятелей. 27 ноября 1951 года угодили в тюрьму Рудольф Сланский, Генеральный секретарь Коммунистической партии Чехословакии и его заместитетль Бедржих Геминдер. Оба были евреями, связанными с главой секретных служб Лаврентием Павловичем Берия. Они создали в Чехословакии центр помощи Израилю, который отправлял оружие в страну, вынужденную защищаться от атак арабов. Когда-то Сталин благосклонно смотрел на эту деятельность, а потом его отношение к Израилю изменилось, и Сланского и Геминдера обвинили в космополитизме, сионизме и антиарабской политике. Процесс, проходивший 20-27 ноября 1952 года над 14 обвиняемыми, среди которых было 11 евреев, закончился вынесением смертного приговора Сланскому, Геминдеру и еще девяти деятелям. Их обвинили в государственной измене и шпионаже. В мае 1952 года прошел процесс над 15 участниками Еврейского антифашистского комитета, виновными в том, что восемью годами раньше они обратились к Сталину с просьбой создать в Крыму Еврейскую республику. Процесс закончился в июле, 13 обвиняемых были приговорены к смертной казни. В ноябре того же года газеты Украины писали, что в Киеве многие евреи были расстреляны за «контреволюционный саботаж».

Настали времена для более массовых репрессий, и в октябре 1952 года письмо, отправленное в Центральный Комитет Лидией Тимашук, стало предлогом для их начала. Лидия Тимашук, работавшая кардиологом в кремлевской больнице, после осмотра заболевшего Андрея Жданова поставила диагноз «инфаркт миокарда», с которым не согласились другие его лечащие врачи. Через несколько дней советский руководитель умер, и Сталин приказал арестовать врачей, среди которых были многие, лечившие кремлевских деятелей. По обвинению в заговоре были арестованы начальник Лечсанупра Кремля Егоров и лечащий врач Сталина профессор Виноградов. Против них свидетельствовало письмо Лидии Тимашук. Некоторые из обвиняемых под пытками оговорили себя. 13 января 1953 года орган Коммунистической партии газета «Правда» развязала яростную кампанию против врачей-евреев статьей под красноречивым названием «Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей». Два миллиона советских евреев неожиданно оказались в страшной опасности. Средства массовой информации стали призывать к травле евреев под формальным лозунгом борьбы с сионизмом. Чистки как предвестники погромов стали проходить по всей стране. В Сибири, Казахстане и Биробиджане исправительно-трудовые лагеря, созданные в предшествующие годы по специально продуманной программе, были готовы принять новых заключенных. Известных интеллектуалов-евреев - писателя Илью Эренбурга, скрипача Давида Ойстраха, писателя Василия Гроссмана и многих других — вынуждали подписать «Еврейскую декларацию», в которой содержалась просьба защитить евреев «от справедливого гнева народов» высылкой под охраной в отдаленные районы страны. Невозможно (как всегда, когда дело касается Советского Союза времен Сталина), привести точные цифры, но примерно подсчитано, что в течение нескольких недель были расстреляны, арестованы, сосланы, обвинены 600 тысячам евреев. Потом произошел неожиданный поворот событий, потому что 1 марта 1953 года Сталина настиг апоплексический удар на даче в Кунцево. Ему было 73 года. Стражи, охранявшие бронированную дверь его спальни, не решались взломать ее до следующего утра, когда тиран уже был в отчаянном положении: он был наполовину парализован и потерял дар речи. Его агония продолжалась до рассвета 5 марта. В последующие недели второй великий холокост прекратился сам собой, потому что некому было отдавать приказы. Весьма вероятно, смерть диктатора спасла жизни двум миллионам евреев.

источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Re: История

Сообщение soul » Ср мар 13, 2013 11:10 pm

Искоренить невежество: учителям и подросткам расскажут о Холокосте на территории СССР




Об истинных масштабах Холокоста на территории СССР иногда не знают даже израильские преподаватели, работающие в проекте НААЛЕ. Для них, как и для сотен молодых ребят из СНГ, приехавших в страну на учебу, специалисты мемориала "Яд Вашем" проводят специальные семинары.

"В это трудно поверить, однако мы сталкиваемся с тем, что иногда преподаватели-израильтяне не представляют себе, каковы были масштабы Холокоста на территории бывшего СССР. Да, они слышали о Бабьем Яре, но для них Катастрофа европейского еврейства — это трагедия, происходившая в Польше, а в Советском Союзе, по их мнению, масштабы убийств евреев нацистами были гораздо меньшими. Причем речь идет о преподавателях, работающих с молодежью из СНГ в рамках программы НААЛЕ. Поэтому мы решили организовать специальные семинары для педагогов и учеников, чтобы помочь им гораздо быстрее найти общий язык по целому ряду вопросов", - заявила порталу IzRus Маша Поллак, директор отделения Холокоста в бывшем СССР при Международной школе изучения Холокоста в мемориальном центре "Яд Вашем".

Ежегодно в Израиле в 10-х и 11-х классах различных школ учатся около 600 ребят из бывшего СССР, приехавших без родителей. Проект семинаров, о котором говорит Поллак, был начат в прошлом году по инициативе благотворительного фонда Genesis. Для десятиклассников, приехавших в рамках НААЛЕ, специалистами "Яд Вашем" была разработана отдельная программа изучения истории Холокоста европейского еврейства в рамках занятий в школах. Ученики же 11-х классов приезжают в Иерусалим на двухдневный семинар по изучению темы Холокоста с ночевкой в столице. Причем отправляются они в столицу все вместе — все 300 человек из разных учебных заведений страны.

"Два дня мы показываем им наш кампус в "Яд Вашем", рассказываем о том, то, что не входит в рамки школьной программы. Мы увидели в прошлом году, какое влияние это оказывает на ребят, как, внезапно, тема этой трагедии становится частью личной истории, из связью с еврейством, с Израилем, помогает им найти свою самоидентификацию. За два ключевых года учебы — в 10-м и 11-м классах, эти ребята принимают решение, остаются ли они в Израиле как репатрианты, или возвращаются в свои страны. Более глубокое изучение истории своего народа в такой переломный момент не может не оказать на них влияния. Кроме того, они находятся среди своих сверстников, также приехавших по программе НААЛЕ, таких же, как они молодых людей, с которыми могут поделиться ощущениями, осознанием того, что они увидели. И ребята понимают, что они не одни, что таких как они много, и они являются частью чего-то большего, у них появляется ощущение сопричастности", - отметила собеседница портала IzRus.

Учителя же, работающие в НААЛЕ, узнавая более детально о том, что происходило в странах бывшего СССР в годы нацистской оккупации, начинают по-иному воспринимать своих учеников, понимать, насколько важно поддержать их связь с еврейством и Израилем. "В прошлом году в наших семинарах приняло участие 80 преподавателей и педагогов из этой программы. В этом году мы собираемся провести семинар еще для 25 учителей", - отметила Поллак. По всей видимости, двухдневная программа для школьников 11-х классов и преподавательский семинар пройдут в апреле сего года.

источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Re: История

Сообщение soul » Вс июн 30, 2013 10:36 pm

Голливуд сотрудничал с нацистами


Гитлеру помогали не только I.B.M., General Motors и DuPont, но и Фабрика грез

С годами растет список государств, компаний и организаций, сотрудничавших в 30-40-е годы прошлого века с гитлеровским режимом. Сейчас в список, состоящий из Ватикана, швейцарских банков, крупнейших американских корпораций, возможно, прибавится еще и Голливуд. По крайней мере, историк Бен Урванд утверждает, что Голливуд активно сотрудничал с нацистами.

Ссылаясь на множество ранее неизвестных документов, он пишет в книге «Сотрудничество: договор Голливуда с Гитлером», что голливудские киностудии, чтобы сохранить немецкий рынок, не только соглашались на нацистскую цензуру, но и активно и даже с энтузиазмом помогали Берлину в пропаганде идей национал-социализма. Книга выйдет в октябре в издательстве Harvard University Press.

Историки кинематографа давно знали, что немецкое правительство активно вмешивалось в дела кинобизнеса в так называемый золотой век Голливуда. Об этом, кстати, в свое время подробно писала и американская пресса. Чего стоит хотя бы статья в Newsweek в 1937 году под заголовком «Длинная рука Гитлера дотянулась до голливудских киностудий». Однако Урванд после долгой и кропотливой работы в американских и немецких архивах утверждает, что отношения между Голливудом и Третьим рейхом были гораздо глубже и длились гораздо дольше, чем считалось ранее.

Автор подробно описывает многочисленные случаи, когда директора киностудий, многие из которых, кстати, были евреями, вырезали сцены из своих фильмов, чтобы они устраивали требовательных немецких цензоров. Например, один из братьев Уорнеров лично распорядился убрать слово «еврей» из всех диалогов фильма «Жизнь Эмиля Золя» (1937). WarnerBros., кстати, стала первой голливудской студией, пригласившей немецких чиновников к себе в Лос-Анджелес просматривать кинокартины и на месте предлагать купюры.

Берлин даже ввел пост специального консула, который отвечал за Голливуд. Георг Гисслинг просматривал множество фильмов, давал рекомендации по их содержанию и даже устраивал с голливудскими боссами что-то типа дебатов и обсуждений.

«Теория о том, что Warner Brothers участвовала в крестовом походе против фашизма, является чистейшей воды мифом и вымыслом», - утверждает Бен Урванд.

Или другой пример явно добровольного сотрудничества. В Госархиве ФРГ в Берлине Урванд нашел датированное январем 1938 года письмо от немецкого отделения голливудской киностудии 20th Century Fox. В нем Гитлера просили делиться своими впечатлениями и соображениями об американских фильмах. Письмо было подписано: «Хайль, Гитлер!»

источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Re: История

Сообщение soul » Ср июл 17, 2013 9:27 pm

Шоа в Милане: пути равнодушия


В холодный предрассветный час 30 января 1944 года, пока жители Милана спали в своих уютных домах, от тюрьмы Сан-Витторе отправилась вереница прикрытых брезентом грузовиков. Они пересекли центр города, обогнули Центральную станцию — мрачное творение фашистской архитектуры 30-х годов — и исчезли из вида.
Станция поглотила их вместе с«грузом» — 650 евреями — мужчинами, женщинами и детьми, которые отбыли в вагонах для скота в неизвестном направлении. Среди них была восьмилетняя малышка Сиссель Вогельман, ангел с белокурыми локонами, запечатленная улыбающейся на пожелтевшей фотографии. По прибытии поезда в Освенцим Сиссель с мамой отправили в газовую камеру. Лишь 20 пассажирам состава, отбывшего 30 января 1944 года с секретных путей миланского вокзала, удалось пережить лагерь.

Печально известные служебные пути Центральной станции Милана стали одним из символов Холокоста в Италии. Теперь здесь строится уникальный Мемориал Шоа. «Это, пожалуй, единственный терминал депортации, переживший разрушения Второй мировой войны и оставшийся абсолютно нетронутым, поэтому он обладает, прежде всего, документальной ценностью археологической находки», — рассказывает один из авторов проекта Мемориала, архитектор Гвидо Морпурго из бюро Morpurgo de Curtis Architetti Associati, сопровождающий нас во время осмотра строительной площадки. Если бы не высокие оконные проемы, через которые в пристройку

Центральной станции врывается свет из внешнего мира, сложно было бы заподозрить, что за ее стенами скрывается пространство площадью 7000 кв.метров. Проемы были проделаны недавно — в рамках проекта Мемориала: прежде эти помещения были полностью отгорожены от остального города. Именно из-за укромного расположения нацисты и выбрали служебные пути в качестве отправного пункта для депортации евреев.

Италия Бенито Муссолини ввела расовые законы в 1938 году, но массовые депортации евреев начались после 8 сентября 1943 года — когда вскоре после заключения перемирия между правительством маршала Пьетро Бадольо и антигитлеровской коалицией немцы оккупировали Апеннинский полуостров. Начиная с зимы 1943 года и вплоть до января 1945-го с тайных путей миланского вокзала регулярно отправлялись железнодорожные составы, конечной точкой назначения которых были лагеря смерти Аушвиц-Биркенау и Берген-Бельзен. Часть из них проходила через транзитные итальянские лагеря в Фоссоли (рядом с Моденой) и Больцано, недалеко от границы с Австрией.

Поезда с депортируемыми евреями отходили рано утром, а днем помещения вокзала продолжали использоваться по своему прямому назначению — для погрузки и разгрузки почты. На улице Ферранте Апорти, там же, где располагается 21-й путь, стоит здание почты, еще один памятник фашистской архитектуры, спроектированный тем же архитектором (Улиссе Стаккини), что и Центральная станция Милана. Оттуда по подземному переходу к служебным путям доставлялись почтовые грузы. Пути находились на уровне дороги, т.е. ниже основного перрона, поэтому вагоны с почтой необходимо было поднимать на поверхность с помощью лифта. Современные технологии, которые должны были служить на пользу прогресса, превратились в руках немецких нацистов и итальянских фашистов в инструмент депортации евреев.

Первое действие трагедии Холокоста, разыгравшееся в самом сердце Милана, на его вокзале, через который ежедневно проходит многотысячный поток пассажиров, осталось навсегда запечатленным в памяти переживших лагерь. Но то помещение с колоннами, та полутемная платформа и тот вагон, поднимающийся ввысь, которые мелькают в их рассказах, могли бы навсегда так и остаться лишь воспоминаниями. Ведь само место депортации на долгие годы было забыто, и только в 1995 году итальянским историкам Холокоста при помощи выживших участников тех событий удалось обнаружить служебные пути, откуда евреев отправляли в лагеря смерти. После войны здание продолжало использоваться по своему прежнему назначению — в качестве подсобного помещения почты. А в 80-е годы, в связи с усовершенствованием процесса сортировки и доставки корреспонденции, его и вовсе забросили. «Когда мы впервые здесь побывали, помещения были в плачевном состоянии. Это был склад всевозможного хлама», — вспоминает Роберто Ярах, заместитель председателя «Фонда Мемориал Шоа», который показывает нам проект вместе с архитектором Морпурго.

С тех пор помещение радикально преобразилось: рабочая группа, которая еще в 90-е годы планировала создать в Милане центр изучения Шоа, решила, что лучшего места, чем секретные пути, для этого не найти. «Мы подумали: это позволит объединить исторический маршрут — Мемориал как таковой — с учебными аудиториями», — вспоминает Ярах о том, как родился замысел. Проект поддержали два президента Итальянской Республики, Карло Адзельо Чампи и Джорджо Наполитано, а в 2008-м Фонду Мемориала Шоа удалось с разрешения Итальянских железных дорог получить помещение во временное пользование на ближайшие 40 лет. Затем начался сбор средств. Большая часть собранных денег — пожертвования частных лиц. Строительство Мемориала началось в 2009 году, но пока неизвестно, когда проект завершится: это зависит от щедрости будущих дарителей. До заложенных в смете 11 миллионов евро пока не хватает 2-2,5 миллионов.

Вход в бывший терминал, откуда осуществлялись депортации, преграждает стена, во всю длину которой начертано слово «Равнодушие». Лишь пройдя по длинным подмосткам и обогнув ее, посетитель попадает в историческую часть Мемориала. «Люди исчезали. Они попали сюда, чтобы никогда больше отсюда не выйти. Так же и посетитель метафорически теряет всякий контакт с городом», — объясняет свой замысел архитектор Морпурго. Не нужно лишних слов, пусть говорит само пространство — вот принцип, на котором основан проект Мемориала. Никакой комментирующей символики, никаких попыток сделать пространство более уютным для посетителя. Верность индустриальной архитектуре вокзальных помещений исключала любую возможность лакировки и облагораживания этой структуры. Произведенную здесь операцию, скорее, можно назвать раскопками. Были сняты все позднейшие наслоения, чтобы перед глазами посетителей предстала историческая структура здания.

Входя под эти своды, подкрепленные массивными колоннами (для самых отчаянных они были хрупкой надеждой спрятаться от солдат СС), посетитель переносится в те предрассветные часы, когда отсюда отправлялись поезда в Освенцим. Он проходит мимо пути, на котором стоят деревянные товарные вагоны. В похожих вагонах депортируемые евреи совершали в немыслимой тесноте недельное путешествие в неизвестном им направлении. На соседнем пути — инсталляции в виде плит, указывающие даты и конечный пункт назначения всех составов, отправившихся в лагеря смерти, а также в концлагерь для военнопленных Маутхаузен. В глубине свет затопляет рельсовое полотно — там кончается козырек миланского вокзала, располагающегося в вышине. Там же находится лифт, поднимавший вагоны с людьми на уровень перрона. Вдоль всего пути тянется Стена Имен, увековечивающая 774 депортированных, отбывших на двух первых составах в Освенцим. Лишь 27 из них вернулись живыми.

Среди них — Лилиана Сегре, которой той зимой 1944 года было всего 13 лет. Лилиана перенесла и лагерь, и эвакуацию под конвоем отступавшей немецкой армии в январе 1945 года (так называемый «марш смерти»), и гибель любимого отца, но выжила и нашла в себе силы рассказывать итальянцам о том, что ей пришлось испытать. Именно свидетельства очевидцев должны стать сердцем Мемориала. Непосредственно перед путями, с которых совершалась депортация, между колоннами, будут установлены семь кубических структур, на которые будут проецироваться видеоинтервью из архива Фонда визуальной истории переживших Шоа Стивена Спилберга. «Одна из важнейших и труднейших тем — это соотношение между безликой статистикой и частной историей. Массовое истребление, одной из целей которого было уничтожить личность, сложно преподнести как концепт молодым людям. В то время как индивидуальная история, собственный прямой опыт задевают за живое, поскольку переводит все в человеческий масштаб», — поясняет свою идею Морпурго.


Пройдя через историческую часть Мемориала, посетитель попадает в ее кульминацию — «Место для размышления», усечённый конус ржавого железнодорожного цвета из стали «кортен». Это помещение изолировано от шумов вокзала, оно находится словно вне времени и лишено каких-либо религиозных коннотаций. Экуменически нейтральное пространство предназначено для осмысления и обсуждения увиденного. Изучению Шоа и размышлению над темой целиком посвящена вторая часть мемориала — Лаборатория Памяти. Занимая часть первого и весь полуподвальный этаж, она концентрируется вокруг библиотеки и концертного зала. Эти новые элементы не кажутся неуместными на фоне исторической части. С одной стороны, они изготовлены из тех же материалов, что и подлинная структура, а с другой, за счет монтажа деталей и отделки, подчеркивается разница между двумя частями, которые четко разделяет критическая дистанция.

Помещение библиотеки возвышается над всем комплексом, занимая подвальный и первый этажи — в этом месте перекрытие между ними было полностью демонтировано. Эта структура весом 52 тонны производит впечатление необыкновенной легкости и кажется подвешенной в воздухе. Между ней и станционным помещением намеренно соблюдена дистанция, этот же принцип распространяется и на все остальные элементы проекта. Стеллажи, которые будут тянуться вдоль застекленных стен, должны вместить более 45 тысяч томов материалов Центра современной еврейской документации Милана. Хотя Мемориал Шоа в Милане пока не завершен, важно, что сама идея подобного учреждения появилась в Италии. «Реализовывать проект в этом здании означает взять, наконец-то, на себя задачу показать своей стране, какова была ее ответственность в тех событиях. А она была далеко не второстепенной, потому что треть итальянских евреев была депортирована», — отмечает архитектор Морпурго в надежде на то, что вскоре найдутся новые спонсоры, которые помогут закончить строительство Мемориала.

источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Re: История

Сообщение soul » Вс авг 04, 2013 10:10 pm

«Нас посадили, потому что мы были евреями». Оккупация острова Ява японской армией


Мне пришло письмо от голландки, с которой я познакомился во время командировки. «В Индонезии, когда я была ребенком, нас поместили в лагерь, в котором находились исключительно евреи», - рассказала она.

Известно, что во время Второй мировой войны на территории оккупированной японской армией Индонезии существовали лагеря заключения для голландцев. Но я впервые услышал об исключительно еврейских лагерях. Я начал сбор информации.

Показания: дневная порция в две чашки похлебки

Эта женщина живет в Амстердаме, в Голландии. Она - бывшая учительница старших классов, зовут ее Анэльц Бертхайм (78 лет). Когда я заглянул к ней в гости, она начала рассказывать о дневнике своей матери.

Она родилась в городе Батавия (нынешняя Джакарта) в Индонезии, которая являлась колонией Голландии. Отец ее работал директором юридической школы, он был евреем, а мать была нееврейского происхождения.

В марте 1942 года Япония оккупировала Индонезию, отца схватили и отправили в лагерь. Бертхаймам было разрешено жить в их собственном доме, но в январе 1944 года они вместе с матерью, старшей сестрой и маленьким братом были помещены в лагерь для женщин и детей в Джакарте. Ей было девять лет.

«Те, в ком есть хоть капля еврейской крови, назовите себя!» - японцы в лагере объявили это в сентябре 1944 года. Мать писала в своем дневнике: «Я нееврейского происхождения, но я не могу оставить моих детей, поэтому я написала свое имя в списке для евреев». В декабре этого же года их перевели из Джакарты в лагерь в западной части Явы в Тангеранге. Две трети людей, находившихся в том лагере, были евреями. Оставшуюся треть составляли члены масонского общества и представители бывшей власти.

Окна комнаты были зарешечены, вместо кроватей стояли доски шириной примерно в пятьдесят сантиметров. Бертхайм пишет: «С нами обращались явно хуже, чем раньше».

Дневной рацион сократился с трех плошек похлебки в день до двух. У женщин останавливались менструации, дети переставали расти. Ежедневно кто-то подвергался телесным наказаниям, если ты недостаточно опустил голову перед японским солдатом, то тебя били, были случаи, когда по нескольку часов узники лагеря должны были стоять под палящим солнцем, связанные общей ответственностью. Бертхайм зарисовала жизнь в лагере на пронесенном с собой клочке бумаги цветным карандашом.

В марте 1945 года их перевели в другой лагерь. Через два дня после окончания войны 17 августа порции увеличились до трех плошек. Под покровом темноты можно было услышать голоса местных индонезийцев, поздравлявших нас.

Бертхайм говорит: «Я не проклинаю японцев. Однако жаль, что об этих событиях не знают ни в Японии, ни даже в Голландии».

Исторические материалы: голландский регистр и дневники

Я разыскал исторические материалы с информацией о «еврейских лагерях».

В голландском Центре исследования военных документов хранилось несколько дневников заключенных. В них отмечается, что изолирование и заключение евреев началось с 1943 года, в западной части острова Ява в Чимахи был построен лагерь для мужчин, который евреи называли «Тель-Авивом», а также то, что евреев и масонов заставляли носить красные значки. Также были записи о том, что японская военная полиция предлагала кому-то сотрудничать в поиске евреев, но они отказывались.

Я обратился к директору Центра Азиатско-тихоокеанских исследований Осакского университета экономики и права Айко Уцуми, которая хорошо знакома с темой лагерей в оккупированной Индонезии. Среди материалов, которые были скопированы ею в Национальном архиве Нидерландов, был документ под названием «Реестр имен заключенных евреев и лиц еврейского происхождения».

В японском национальном архиве нашелся перевод на японский язык протокола допроса начальника политического отделения яванской военной полиции, который был осужден как военный преступник класса В, С. Этот начальник политического отделения был обвинен в попустительстве при совершении насилия его подчиненным над обычными гражданами и был приговорен к смерти. Во время перекрестного допроса прокурор голландской стороны задал вопрос о необоснованных арестах всех евреев и масонов острова Ява в 1943 году, на что начальник ответил: «У меня был приказ от командующего армией, и я изолировал евреев от остальных граждан».

Также в национальном архиве был протокол устного допроса освобожденных военных преступников сотрудниками Министерства юстиции. Один из бывших военных преступников сказал о начальнике политического отдела следующее: «Он занимался изучением еврейского вопроса и стал притеснять людей еврейского происхождения, испытывал к ним антипатию».

Я заглянул в яванскую газету, которую выпускала во время Второй мировой войны газета Асахи на острове Ява. «Евреи и масоны замышляют завладеть миром». Начальник политического отдела несколько раз писал для газеты подобные материалы, отвечал на вопросы в интервью.

Исследователи пытаются выяснить, зачем евреи были изолированы

Уцуми делает следующий вывод на основании этих материалов: «Нет сомнения в том, что в оккупированной Индонезии существовали особые лагеря для евреев». Однако непонятно, в каких целях проводилась изоляция. Она говорит: «В самой Японии того времени были случаи преследования евреев. Вероятно, на оккупированных территориях дискриминация проявилась сильнее».

В Шанхае в 1943 году было учрежден специальный район для проживания евреев, но среди них было много евреев в статусе беженцев без гражданства. Они могли выходить за пределы указанного района. Заслуженный профессор университета Мэйдзи Даигакуин Наоки Маруяма, специалист по еврейской политике в предвоенной Японии, отмечает, что в Индонезию приезжали евреи как из «вражеских» США и Великобритании, так и из стран Ближнего Востока, таких как Египет, причина их изоляции отличается от той, что было в Шанхае. «Это указывает на то, что еврейская политика в Японии не была однородной».

Историк Икухико Хата считает, что в Японии военного периода распространилась «теория еврейско-масонского заговора», согласно которой евреи и масоны хотели управлять миром, «не до конца ясно, что происходило в других местах помимо Шанхая, и это представляет собой интерес». Хата считает, что существует вероятность заключения евреев по религиозным соображениям. «На основании материалов, которые мы имеем на сегодняшний день, невозможно однозначно утверждать, что изоляция евреев носила характер преследования», - говорит историк.

В Нидерландах дневники заключенных были изданы в 1970-х годах, но на них не обратили внимание. Эста Каптэн из нидерландского Национального комитета памяти войны отмечает: «Эти события оказались в тени нацистского Холокоста, практически никто не обращался к ним». Она говорит, что в 2005 году был проведен симпозиум, и наконец начались исследования. В следующем году планируется провести специальную выставку, посвященную индонезийским евреям в Еврейском историческом музее Амстердама.

Однако в Голландии мало исследователей со знанием японского языка, поэтому в центре анализа находятся дневники заключенных. Исследователи проявили интерес к материалам о начальнике политического отдела. Почему распространилась теория еврейского заговора? Существовал ли в действительности приказ об изоляции евреев? Исследования должны прояснить эти вопросы.

Справочные материалы: японская оккупация Индонезии

В марте 1942 года японская армия оккупировала Индонезию, являвшуюся голландской территорией, установив военную диктатуру. Главной целью оккупации были нефтяные месторождения и строительство защитной линии. Сразу после капитуляции Японии в августе 1945 года Сукарно превозгласил независимость Индонезии.

источник
Аватара пользователя
soul
Site Admin
 
Сообщения: 949
Зарегистрирован: Пт авг 13, 2010 6:27 pm
Откуда: Днепропетровск

Пред.

Вернуться в Общий

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron