Український інститут вивчення Голокосту «Ткума»
Главная КонтактыГостевая книгаCcылкиАнонсыФотогаллереяМузеи
Сегодня: 22.07.2017 г.
Навигация
Язык сайта
RUS/UKR RUS/UKRENG ENG
Главное меню
Главная Главная
О нас О нас
Научные программы: Научные программы:
Образовательные программы: Образовательные программы:
Просветительская деятельность: Просветительская деятельность:
Публикации: Публикации:
Анонсы Анонсы
События События
Музей: Музей:
Наши грантодатели Наши грантодатели
СМИ о нас СМИ о нас
___________________
Нові експозиції
Обратная связь
Контакты
Наши опросы
Гостевая книга
Наш форум
___________________
___________________
Каталоги сайтов
Каталог ссылок
Поиск по сайту
Вход на сайт





Забыли пароль?
Экспорт RSS
Подписка на новости

Последние новости



Наш канал на YouTube 

 
Главная
Занятие Воскресного университета Печать E-mail
23.09.2013 г.

22 сентября состоялось очередное занятие Воскресного университета, которое провел д-р Игорь Щупак, директор Института «Ткума» и Музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине». Согласно заявленной теме занятия предполагалось, что речь пойдет о евреях в Российской империи XVIII — XIX вв. Однако во время лекции были расширенны как временные, так и географические рамки.
 

Занятие началось со знакомства с лжемессиями – Саботаем (или Шабтаем) Цви и Яковом Франко, а также с религиозными течениями, основанными на их учении, – саббатианством и франкизмом соответственно. Хотя назвать их учениями будет не совсем корректно. Рассказ об этих сектах на занятии стал предисловием к повествованию о зарождении хасидизма. И это вполне легитимно, ведь именно так рассказывает об этом и Моше Ойербах в своей «Истории еврейского народа»: «Восемнадцатый век принес с собой очередные ограничительные законы, кровавые погромы, разрушения и убийства. Ежедневная жизнь евреев в польских и украинских местечках и городах становилась все более невыносимой. Народ не мог жить без надежды – хотя бы временами, хотя бы изредка. Людям нужна была радость жизни – немедленно, ежедневно, радость в рамках их религии, в рамках всего того жизненного уклада, который складывался столетиями. Саббатай Цви, лжемессия, не принес избавления. Более того, когда он принял ислам, евреи с негодованием отшатнулись от ренегата. Франкизм тоже не мог увлечь за собой большинство народа, преданного своей религии и своему прошлому. И тогда возникло новое религиозное движение среди украинских евреев, которое оказало глубочайшее влияние на всю еврейскую жизнь. Это движение называется хасидизм, буквальный перевод – «учение благочестя», от слова «хасид» – «благочестивый». Саббатианство и франкизм порывали с иудаизмом и потому не могли сохраниться. Хасидизм оставался на базе традиционной веры, и – что самое главное – внес в ту беспросветную жизнь радость и восторг. Хасиды изгнали грусть из сердец людей и наполнили их восторгом сознания, что они евреи. А с этим сознанием уже можно было прожить в мире жестокостей, унижений и преследований».
Появлением хасидизма евреи обязаны рабби Исраэлю бен Элиэзеру, или Баал Шем Тову (Бешт), что означает дословно «обладатель доброго имени». Движение сразу же распространилось на Украинев Подолии и на Волыни. В большинстве своем еврейское население составляли там деревенские торговцы, мелкие арендаторы, корчмари. Это были неискушенные в учении люди, которые жили разбросанно, в отдалении друг от друга, посреди нееврейского крестьянского населения, и когда они порой, по большим праздникам, приезжали в города помолиться в синагоге, они не могли не почувствовать свою малограмотность, – да и ученые евреи давали им это понять, называя их свысока «ам га-арец» – «невежды». Эти неученые, но глубоко верящие евреи, нуждались в таком человеке, который бы возвысил их в собственных глазах, удовлетворил бы их тягу к чудесному и согрел теплотой их веру. И такой человек появился, он вышел из гущи народа, и его учение было восторженно встречено евреями Подолии и Волыни, откуда оно распространилось затем на другие области Польши и на другие страны. «Согласно учению хасидизма молитва малограмотного, но благочестивого человека, может быть скорее услышана Б-гом, нежели от самого ученого еврея», – рассказывает д-р Игорь Щупак.
Рассказывая о жизни евреев в Российской империи XVIII — XIX вв., д-р Игорь Щупак возвращается к теме еврейских погромов, самыми яркими примерами которых в XVIII веке стала гайдамаччина и колиивщина.
О появлении евреев в Российской империи (массовом) д-р Игорь Щупак рассказывает словами известного историка «это не евреи пришли в Россию, а Россия пришла к евреям». После разделов Речи Посполитой в состав Российской империи вошли земли, на которых жило большое число евреев. К концу XIX века в Российской империи существовала самая большая еврейская община мира. Однако это не облегчало им жизнь.
Так лектор подводит слушателей к рассказу о черте оседлости. Территория черты оседлости была первоначально определена указом Екатерины II 1791 года как территория России, где дозволялось селиться и торговать евреям. Она возникла после Второго раздела Речи Посполитой, когда её восточные территории, вместе с местным еврейским населением, отошли к Российской империи. Черта оседлости охватывала специально оговоренные населённые пункты городского типа (местечки, поскольку в сельской местности проживание также не дозволялось) значительной части Царства Польского, Литвы, Белоруссии, Бессарабии, а также части территории современной Украины, соответствующей южным губерниям Российской империи.
Однако на этом рассказ прерывается, д-р Щупак как всегда оставляет «интригу» на следующее занятие. Он анонсирует, что на октябрьском занятии более подробно будет рассказано о черте оседлости, жизни евреев в ней и за ее пределами.










 
« Пред.   След. »
 
Статистика
Advertisement
Голосования
Нужен ли информационный бюллетень?



«ЖИВАЯ СЕМЬЯ»

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ/СЕМЕЙНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОИСКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ МЕСТ ПОСЕЛЕНИЯ ЕВРЕЕВ


• Еврейские культурно – исторические туры
• Исследования мест и объектов еврейской культуры
• Семейные туры
• Поездки на священные места
• Поиски и исследования штеттлей
• Поиски живущих родственников
• Архивные исследования, пояснения и переводы найденных документов
• Профессиональная видео/фото съемка мест еврейской культуры с их детальным описанием


Кто он-лайн
Статистика
Пользователей: 4229
Новостей: 1007
Ссылок: 228

 

Яндекс цитирования

free counters

Advertisement
Український інститут вивчення Голокосту «Ткума» - Украинский институт Изучения Холокоста «Ткума» (Возрождение)
TKUMA UKRAINIAN INSTITUTE FOR HOLOCAUST STUDIES
Центр "Ткума" 2006–2013 год
tkuma@tkuma.dp.ua
© 2017 Український інститут вивчення Голокосту «Ткума»